|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Сатира | Сатира (далее С) (лат. satira, от более раннего satura - сатура, буквально - смесь, всякая всячина), вид комического; беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом, откровенным или подспудным, "редуцированным"; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий ее как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное (содержательный аспект) посредством смеховых, обличительно-осмеивающих образов (формальный аспект).
В отличие от прямого обличения, художественная С как бы двусюжетна: комическое развитие событий на первом плане предопределяется некими драматическими или трагическими коллизиями в "подтексте", в сфере подразумеваемого. Двусюжетны и другие виды комического, используемые в сатирическом произведении: юмор и ирония; но для собственно С характерна негативная окрашенность обоих сюжетов - видимого и скрытого, тогда как юмор воспринимает их в позитивных тонах, ирония - комбинация внешнего позитивного сюжета с внутренним негативным.
С - насущное средство общественной борьбы; актуальное восприятие С в этом качестве - переменная величина, зависимая от исторических, национальных и социальных обстоятельств. Но чем всенароднее и универсальнее идеал, во имя которого сатирик творит отрицающий смех, тем "живучей" С, тем выше ее способность к возрождению. Эстетическая "сверхзадача" С - возбуждать и оживлять воспоминание о прекрасном (добре, истине, красоте), оскорбляемом низостью, глупостью, пороком. Провожая "в царство теней все отжившее" (М. Е. Салтыков-Щедрин), духовно "пристыжая" и очищая смеющегося, С тем самым защищает положительное, подлинно живое. По классическому определению Ф. Шиллера, впервые рассмотревшего С как эстетическую категорию, "... в сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу, как высшей реальности" ("О наивной и сентиментальной поэзии", см. Статьи по эстетике, М. - Л., 1935, с. 344). Но идеал сатирика выражен через "антиидеал", т. е. через вопиюще-смехотворное отсутствие его в предмете обличения.
Бескомпромиссность суждений о предмете осмеяния, откровенная тенденциозность - присущий именно С способ выражения авторской индивидуальности, стремящейся установить непереходимую границу между собственным миром и предметом обличения, и "... силой субъективных выдумок, молниеносных мыслей, поразительных способов трактовки разложить все то, что хочет сделаться объективным и приобрести прочный образ действительности..." (Гегель, Эстетика, т. 2, М., 1969, с. 312). Субъективная окрашенность С придает ей черты своеобразного негативного романтизма.
Отчетливо осознавшая себя в древнеримской литературе в качестве обличительно-насмешливого жанра лирики, позже С, сохраняя черты лиризма, утратила жанровую определенность, превратилась в подобие литературного рода, определяющего специфику многих жанров: басни, эпиграммы, бурлески, памфлета, фельетона, сатирического романа.
Сатирик "моделирует" свой объект, создавая образ, наделенный высокой степенью условности, достигаемой "направленным искажением" реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации, гротеска. "Экспериментирующая" С формирует произведение на основе фантастического допущения, позволяющего автору вести рационалистическое исследование объекта. Персонаж здесь - как бы олицетворенное логическое понятие (Органчик у Салтыкова-Щедрина), а сюжет - как бы система интеллектуальных выкладок, переведенных на "художественный язык" ("Кандид" Вольтера, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта). Распространенная фигура в рационалистической С - герой-обозреватель, насмешливо "коллекционирующий" улики.
Иная разновидность - С, высмеивающая ущербную личность, исследующая в психологическом плане природу зла ("Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина, "Ярмарка тщеславия" У. Теккерея). Типизация здесь всецело опирается на точность и "жизнеподобие" внешних и характерологических деталей.
"Правдоподобное неправдоподобие" являет собою пародийно-ироническую С, изобилующая мотивами "удвоения жизни": мистификациями, игровыми и театрализованными ситуациями, элементами композиционной симметрии, "двойничества". Она нередко смыкается с юмором (например, у Ч. Диккенса), а также с другими разновидностями С
Зарождение сатирической образности в античности относится ко времени, когда искусство носило синкретический характер, выкристаллизовываясь из народных игр и культовых действ. На фольклорной основе формируется сатировская драма, древняя аттическая комедия и пародия на героический эпос ("Война мышей и лягушек"); позже появляется жанр, название впоследствии "менипповой сатирой". Как конкретный литературный жанр С возникает в Древнем Риме (обличения Луцилия Гая, моралистические сатиры Горация и гражданские - Ювенала). Осмеяние нравов получает яркое выражение в романе-мениппее ("Сатирикон" Петрония, "Золотой осел" Апулея) и комедии (Плавт, Теренций). С подъемом средневековых городов связано развитие анекдота и фаблио, комического животного эпоса, площадного фарса. Возрождению сопутствует сатирический пересмотр идеологических норм средневековья (анонимная политическая С во - "Мениппова сатира", 2-я часть "Похвалы Глупости" Эразма Роттердамского). Сатирические эпизоды присутствуют в вершинных произведениях эпохи, воплотивших многоликую стихию комического ("Декамерон" Дж. Боккаччо, "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле, "Дон Кихот" М. Сервантеса, комедии У. Шекспира); они способствуют ниспровержению идей, враждебных гуманизму. Для классицизма характерна сатирическая комедия строго очерченных типов (Мольер), а также стихотворные сатирические жанры (сатира, басня, максима, травестия). В 17-18 вв. набирает обличительную силу комический плутовской роман (особенно барочный - Ф. Кеведо-и-Вильегас, Х. Гриммельсхаузен и просветительский - А. Р. Лесаж, Т. Смоллетт). Социально-сатирический смех Мольера и испанские комедии развивали комедии П. Бомарше и Р. Б. Шеридана. Идеологи Просвещения создали классические образцы С, философски осмысливающие губительное несовершенство существующего миропорядка (Д. Дидро, Вольтер, Монтескье и особенно Дж. Свифт). Ярким выразителям романтической иронии (Дж. Байрону, Э. Т. А. Гофману, Г. Гейне) свойственно восприятие жизни как в универсально-юмористическом "ключе", так и в социально-сатирическом. С развитием критического реализма чистая С убывает, проникая во все прозаические жанры (Ч. Диккенс, У. Теккерей). В конце 19-20 вв. С совершенствуется в творчестве М. Твена, А. Франса, Г. Уэллса, К. Чапека, Я. Гашека, Г. К. Честертона, Б. Шоу, Г. Манна, Б. Брехта, которые обличают пороки современной, переживающей кризис, цивилизации, сохраняя веру в объективный идеал. В отличие от их С, С модернизма, разрабатывая проблему "отчуждения" человека в буржуазном и тоталитарном обществе, пронизана ощущением безысходности или абсурда (Э. Ионеско). В последние полвека С вторгается в научную фантастику (О. Хаксли, А. Азимов, К. Воннегут и др.).
На Востоке сатирическое обличение (социальной несправедливости, власть имущих) присуще многим фольклорным произведениям далекого прошлого ("Тысяча и одна ночь", "Панчатантра", анекдоты о Насреддине, притча разных народов). Издревле существует книжная сатира (Дандин, Бхартрихари, Харибхадра Сури - литература; Ван Вэй, Пу Сунлин - китайская литература; Сузани, Гургани, Убейд Закани - персидская литература). Типологически многие явления восточной С соотносимы с европейской (например, обеим в ранний период присущ аллегорический схематизм).
В русской литературе С впервые отчетливо проявилась в сатирической повести конца 17 в. (см. Повести древнерусские). Общественную обличительную С развивают классицисты и просветители (А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Басни И. А. Крылова, сатирические стихи Г. Р. Державина, романы В. Т. Нарежного явились в художественном отношении прелюдией к расцвету С 19 в. Сатирические типы, ставшие нарицательными, навечно-русскими, создает А. С Грибоедов. Богато по эстетической тональности и национально по форме комическое наследие Гоголя, сатирически обозревшего "с одного боку" русский социальный миропорядок ("Ревизор" и "Мертвые души"). Беспощадным обличителем общественных пороков "сверху донизу" с позиций революционной демократии выступил Салтыков-Щедрин ("Господа Головлевы", "История одного города" и др.).
В преддверии советской С стоит дореволюционное творчество М. Горького (например, сатирические сказки) и В. В. Маяковского (например, саркастические "гимны"). В советской литературе сатирическое начало в чистом виде выразилось в разных жанрах: политические стихи (В. Маяковский), рассказы и повести (М. Зощенко, А. Платонов), комедия ("Клоп" и "Баня" Маяковского, "Тень" и "Голый король" Е. Шварца), роман (И. Эренбург, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков, научно-фантастический - братья А. и Б. Стругацкие), пародия и эпиграмма (А. Архангельский). Становление советской С сопровождалось острыми дискуссиями о ее природе и функциях.
С в зрелищных искусствах отражает развитие сатирической литературы. Наиболее значительные явления сатирической драматургии становятся общественным событием после их театральной постановки; это относится в равной мере к комедиям Аристофана, Мольера, Бомарше, А. В. Сухово-Кобылина, Маяковского. Жанр кинокомедии, сформировавшейся к началу 20-х гг., породил наряду с развлекательными произведениями и подлинно сатирические: "Новые времена" и "Диктатор" Ч. Чаплина, советские киноленты "Праздник святого Иоргена", "Добро пожаловать" и др.
В изобразительном искусстве наиболее развитый сатирический жанр - карикатура (в узком смысле), в которой важную роль играет текст. Сатирическая графика представлена также и книжной иллюстрацией (рисунки П. М. Боклевского к "Мертвым душам", К. П. Ротова и Кукрыниксов - к "Золотому теленку"). Сатирические мотивы проникают и в живопись ("Сатурн" Ф. Гойи); однако здесь они обычно носят характер прямого (несмешного) обличения ("Сватовство майора" П. А. Федотова). Новые возможности открывает перед С телевидение как искусство, обладающее безграничными репортажными потенциями.
Лит.: Белинский В. Г., "Горе от ума", Полное собрание соч., т. 3, М., 1953; его же, "Похождения Чичикова, или Мертвые души", там же, т. 6, М., 1955; Бергсон А., Смех в жизни и на сцене, пер. с франц., СПБ, 1900; Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле, М., 1965; Пинский Л. Е., Юмор, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 8, М., 1975; Aubouin Е., Les genres du risible, Marseille, 1948; Kayser ., Das Groteske in Malerei und Dichtung, Hamb., 1960; Himmel Н., Satire, в кн.: Lexikon der Weltliteratur im 20 Jahrhundert, Bd 2, ., 1961. см. также лит. при ст. Комическое.
А. З. Вулис.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:51:22
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|