Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Бальзак Оноре де

Бальзак (далее Б) (Balzac) Оноре де (20.5.1799, Тур, — 18.8.1850, Париж), французский писатель. Его отец происходил из крестьянской семьи Вальса; став чиновником, изменил фамилию, т.к. считал ее плебейской. Б. учился в Вандомском коллеже, в Париж. школе права, одновременно практикуясь в нотариальной конторе. В юности считал своим призванием философию. Позднее же, избрав профессию литератора, не делал различия между понятиями "художник" и "философ". Испытал сильное влияние материализма французских просветителей. Около 1832 Б. пришел к легитимизму, родившемуся из беспощадной критики господств, буржуазных отношений. Монархия для Б. — форма твердой государственной власти, которая может обуздать буржуазный эгоизм и способствовать экономическому и моральному прогрессу, а католическая религия — лекарство против того же эгоизма. Б. дважды выдвигал свою кандидатуру в палату депутатов, но оба раза (в 1832 и 1848) не прошел. Дважды потерпел неудачу на выборах во Французскую академию (январь 1849). С 1832 началась переписка Б. с жившей в России польской аристократкой Э. Ганской (ездил к ней в 1843 в Петербург, в 1847 и 1848 на Украину), брак с которой состоялся за 5 месяцев до его смерти.

  В 1822—25 Б. опубликовал под разными псевдонимами 8 романов ("Жан-Луи" и др.) с нагромождением всякого рода приключений, но и с правдивыми зарисовками. Главные литературные учителя Б. — Ф. Рабле, Мольер, В. Скотт. Роман "Шагреневая кожа" (1830—31) Б. назвал "отправным началом" своего дела. Сочетая романтическую образность, символику и яркую живописность с трезвым анализом, Б. запечатлел атмосферу Парижа после революции 1830; убийца-банкир управляет общественным мнением с помощью продажной прессы; господство буржуазного эгоизма уничтожило убеждения и верования. Молодой Рафаэль де Валантен, изменяя самому себе, сохраняет, однако, презрение к хозяевам жизни. Б. рисует сложную натуру современного ему человека, трагизм страсти, мир науки, ускоренное сгорание жизни.

  В 1834 у Б. возник замысел связать общими героями написанные с 1829 и будущие произведения и объединить их в эпопею, позднее названную "Человеческой комедией". Воплощая идею всеобщих взаимозависимостей в мире, Б. задумал всеобъемлющее художественное исследование французского общества и человека. Философским каркасом этого художественного здания служат материализм 18 в., современной Бу естественно-научной теории, своеобразно переплавленные элементы мистических учений. В "Человеческой комедии" три раздела. 1. Этюды нравов: 1) сцены частной жизни; 2) сцены провинциальной жизни; 3) сцены парижской жизни; 4) сцены политической жизни; 5) сцены военной жизни; 6) сцены сельской жизни. . Философские этюды. . Аналитические этюды. Это как бы три круга спирали, восходящей от фактов к причинам и основам (см. Предисловие к "Человеческой комедии", Собр. соч., т. 1, М., 1960). В "Человеческую комедию" вошло 90 произв.

  Источники драматизма "Человеческой комедии" — в драматическом характере эпохи и человеческого существования. Зависимость личности от общества и истории Б. понял как ни один писатель до него. Б. рисует аристократию, теряющую ореол и честь на выучке у "вульгарного денежного выскочки" (Максим де Трай, Растиньяк и др.); дельцов и честолюбцев лицом к лицу с их жертвами; узаконенные грабежи, предательства, грязные махинации, на почве которых возникают крупные состояния: "Гобсек" (1830), "Евгения Гранде" (1833), "Банкирский дом Нусингена" (1838), "Крестьяне" (1844), "Кузен Понс" (1846—47) и др.; выбор для молодого человека между гибелью, прозябанием и нравственным падением (Растиньяк, Люсьен дю Рюбампре, Маркас); проституирование искусства ("Утраченные иллюзии", 1837—43, "Дочь Евы", 1838); трагедию ученого, изобретателя; бесчисленные трагедии, порожденные господством принципа купли — продажи в семейных и личных отношениях. Типичные конфликты на почве "всемогущества, всеведения, всеблагости денег" (Б О., Собр. соч., т. 12, М., 1960, с. 304) получают в "Человеческой комедии" выражение крайнее, свидетельствующее о замечательном понимании реальных отношений (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 46). Б. впервые делает не аксессуаром, а основой сюжета борьбу за имущество, наследство, историю имения, магазина, изобретения. Б. дал историю французского общества, из которой Ф. Энгельс "... узнал больше..., чем из книг всех специалистов — историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых" (там же, т. 37, с. 36). Б. вскрывает материальные интересы в основе политики, государственной власти, законов. При этом трезвость Б. никогда не переходит в натуралистический фатализм. В "Человеческой комедии" раскрываются высокие основы содружества ("Утраченные иллюзии"), доброта (Буржа — "Обедня безбожника" и др.), цельность характера (Шабер — "Полковник Шабер"), героизм (Гогла — "Сельский врач"), справедливость (Низрон — "Крестьяне"), стойкость духа (Давид Сешар — "Утраченные иллюзии", Жерар — "Сельский священник"), взаимная преданность (Понс и Шмуке — " Кузен Понс"), самоотверженность и душевная чистота (Евгения Гранде — одноименный роман, Жозефина Клаас — "Поиски абсолюта"). В "Человеческой комедии" действует отряд искателей — республиканец Кретьен, ученый Клаас, философ Ламбер, художник Френхофер, композитор Гамбара. Они гибнут по вине общества или сгорают в познании и творчестве. Но, в отличие от романтиков, Б. не абсолютизирует трагизм исканий и ищет (часто — вооружаясь иронией) условий для плодотворного творчества ("Неведомый шедевр", 1831, нов. ред. 1837, и др. философские этюды). В центре философских и художественных интересов Б. — духовные силы человека как высшая ценность.

  Герои Б. наделены типичными качествами в особой концентрации — при повышенной интеллектуальности, страстности, воле. Гобсек — "философ ростовщичества", Горио — "Христос отцовской любви", Вотрен — "Наполеон каторги", Растиньяк — "виртуоз" в искусстве карьеры. Эти имена стали нарицательными. Б. считал художественным преувеличение законом, вытекающим из природы художественного познания и читательского восприятия ("... всякий типический персонаж становится грандиозным именно в силу своей типичности" — Собр. соч., т. 24, М., 1960, с. 222—23). При резкой определенности ведущей черты характера у многих героев Б. образы остаются сложными, неисчерпаемыми. С течением времени буржуа в книгах Б. становятся более прозаическими (от Гобсека — к Бовине — "Комедианты неведомо для себя"). Для Б. характерна обстоятельная подготовка драмы с описаниями места, среды, биографиями героев в историческом разрезе (например, Феликс Гранде) для социальной, исторической, психологической мотивировки действия; стремительное развитие событий; множество глубоко сплетенных линий действия, особенно в поздних романах.

  Б. опубликовал 5 пьес, в том числе "Мачеха" (1848). Его "Озорные рассказы" (1832—37) в духе Рабле и французского народного творчества — своеобразный памятник гуманистической мысли Б. в национальных традициях французского искусства.

  В России творчество Б. стало известно уже с начала 30-х гг. 19 в. Интерес к нему проявляли А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, особенно Ф. М. Достоевский и М. Горький, на которых он оказал значительное влияние. В 1896—99 появилось первое собрание сочинений Б. в 20 томах. Чрезвычайно популярным стал Б. в Советском Союзе: вышло три издания его собрания сочинений (1-е изд., т. 1—20, 1933—47). Советское литературоведение уделяет большое внимание проблемам бальзаковского реализма, как одной из вершин мировой литературы.

  Соч.: CEuvres completes, v. —28, ., 1956—63: Correspondance, t. 1—4, ., 1960—1966; Lettres a l"etrangere, t. 1—4, ., 1899— 1950; Lettres a Madame Hanska, t. , ., 1967; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—24, М., 1960; Б об искусстве, сост. В. Р. Гриб, М.—Л., 1941.

  Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1—2, М., 1957; Горький М., Собр. соч. в 30 тт., М., 1949—55 (см. т. 30, Указатель имен); Гроссман Л., Б в России, в кн.: Литературное наследство, т. 31—32, М., 1937; Реизов Б., Творчество Ба, Л., 1939; его же, Б, Л., 1960; Гриб В., Избр. работы, М., 1956; Обломиевский Д., Б. Этапы творческого пути, М., 1961; Резник Р., Философские взгляды Ба, "Вопросы литературы", 1961, № 7; ее же, Б и "бальзаковские" шаблоны, там же, 1966, № 4; Чичерин А., О. Б, в кн.: Писатели М., 1964; Моруа А., Промтей, или Жизнь Ба, пер. с франц., М., 1967; Пузиков А., Портреты французских писателей, М., 1967; Паевская А. и Данченко В., О. де Б. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1830— 1964, М., 1965; Bardeche М., Balzac romancier, ., (1947); Guyon В., pensee politique et sociale de Balzac, ., 1947; 2 ed., ., 1967; Beguin A., Balzac et quarantehuit, "Europe", 1948, fevr.; Rodgers ., Balzac and the novel, Madison, 1953; Pradalie G., Balzac historien, ., 1955; Nykrog ., pensee de Balzac dans la Comedie humaine, Copenhague, 1965.

  Р. А. Резник.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 15:57:26