Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Автомобильная промышленность

Автомобильная промышленность (далее А) возникла в конце 19 в. в ряде стран. В 1900 в США было выпущено 4192, во 2000, в Италии 355 автомобилей. Увеличению выпуска автомобилей способствовало развитие ряда отраслей промышленности, связанных прямо или косвенно с их производством и использованием: нефтяной промышленности (бензин, дизельное топливо, моторные масла и смазки), (лаки, краски, стекла для кузовов, шины, пластмассы), металлургической (специальная сталь), текстильной и др.

  Дореволюционная Россия не имела своей А как специализированной отрасли производства. Русско-балтийский вагоностроительный завод в Риге, освоивший выпуск автомобилей в 1908, за время своей работы (до эвакуации в 1915) выпустил всего 451 легковой автомобиль и небольшое количество грузовых и специальных автомобилей. В августе 1915 в России на основе государственного кредита возникли 5 компаний, имевших целью организацию автомобильного производства для обеспечения потребностей армии. Было начато строительство автозаводов: в Москве - завода Автомобильного московского общества (АМО), под Москвой - завода правления "Руссо-балта", в Рыбинске - завода "Русский Рено", в Ярославле - завода В. А. Лебедева, в Ростове-на-Дону - Аксай. На всех этих заводах со 2-й половины 1916 предполагалось выпускать 6750 легковых и 3750 грузовых автомобилей в год, но ни один завод к этому времени еще не был полностью построен.

  В СССР первые 10 полуторатонных грузовых автомобилей АМО-Ф-15 были выпущены в 1924 на заводе АМО. В 1925 началось производство автомобилей на Ярославском автозаводе. Развитие А СССР прошло несколько этапов. В первый период (1924-30) выпускались в основном грузовые автомобили индивидуального и серийного производства в небольших количествах (см. табл. 1).

Табл. 1. - Выпуск автомобилей в СССР в 1924-30 (шт.)



1924

1925

1926

1927

1928

1929

1930

Грузовые

10

116

366

475

740

1471

4019

Легковые

-

-

-

3

50

156

160

Автобусы

-

-

-

-

51

85

47

Всего

10

116

366

478

841

1712

4226

  Производство легковых автомобилей НАМИ-1 было организовано в 1927-28 в Москве на заводе "Спартак".

  Второй период (1931-41) характеризуется организацией крупносерийного и массового производства автомобилей, созданием специализированного автомобильного производства. Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства значительно увеличили потребность в автомобильном транспорте. В 1928-29 были приняты решения о строительстве автозаводов в Москве и в Горьком. 1 октября 1931 был введен в строй Московский автозавод (АМО), ныне автозавод им. Лихачева (ЗИЛ), реконструированный для выпуска 25 тыс. 3-тонных автомобилей в год. 1 января 1932 вошел в строй Горьковский автозавод, рассчитанный на 100 тыс. автомобилей в год. В 1932-33 начаты работы по дальнейшему увеличению производственных мощностей автозаводов. Производство автомобилей быстро увеличивалось.

  В 1932 начат выпуск легковых автомобилей ГАЗ-А на Горьковском автозаводе (с 1936 - легковые автомобили М-1 ). В 1936 развернулось производство легковых 6-местных автомобилей ЗИС-101 на Московском автозаводе. Московский автосборочный завод им. КИМ (1930) в 1938-39 был расширен и реконструирован для массового производства малолитражных легковых автомобилей, к 1 мая 1940 были выпущены первые 3 образца, а до начала Великой Отечественной войны - около 500 автомобилей, получивших название КИМ-10. В 1933 Московский автозавод выпустил 21-местный автобус ЗИС-8, в 1934 - улучшенной конструкции автобус ЗИС-12, а перед войной - автобус на 26 пассажиров ЗИС-16. Наряду с развитием производства двухосных грузовых автомобилей выпускались автомобили повышенной проходимости, с 1933 - трехосные грузовые автомобили ЗИС-6 грузоподъемностью 2,5 т (4 т - на дорогах с твердым покрытием), в 1935 на Горьковском автозаводе - трехосные грузовые автомобили ГАЗ-30 грузоподъемностью 2 т. В эти же годы был начат выпуск автомобилей-самосвалов и шасси для специализированных автомобилей различного назначения. (См. табл. 2.).

Табл. 2. - Выпуск автомобилей в СССР в 1931-40 (тыс. шт.)



1931

1932

1933

1934

1935

1936

1937

1938

1939

1940

Грузовые

3,9

23,75

39,1

54,6

76,9

131,5

180,3

182,4

178,8

136,0

Легковые

-

0,03

10,3

17,1

19,0

3,7

18,2

27,0

19,6

5,5

Автобусы

0,1

0,1

0,3

0,7

0,8

1,3

1,3

1,7

3,3

3,9

Всего

4

23,88

49,7

72,4

96,7

136,5

199,8

211,1

201,7

145,4

  В годы Великой Отечественной войны был построен Уральский автозавод в Миассе (Челябинская область) и комплектующие его заводы - кузнечно-прессовый в Челябинске и автоагрегатный в Шадринске (Курганская область). В 1942-43 Уральский автозавод поставлял автомобильные двигатели и коробки перемены передач московскому и другим автозаводам, с июля 1944 выпускал 3-тонные грузовые автомобили.

  После войны, наряду с реконструкцией и расширением действующих заводов, построены и начали производство автомобилей Минский завод, рассчитанный на выпуск двухосных грузовых автомобилей грузоподъемностью 6-7 т (1947), Кутаисский - грузовых автомобилей ЗИС-150 (1951), Ульяновский - легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 (выпуск с 1954). На Московском заводе малолитражных автомобилей в 1947 начат выпуск малолитражных легковых автомобилей "Москвич-400". С 1956 начат выпуск автобусов на Львовском и с 1953 на Павловском (Горьковская область) автобусных заводах. В 1945 на Московском автозаводе было организовано производство легкового автомобиля высшего класса ЗИЛ-110. С 1947-48 автозаводы начали освоение новых типов автомобилей взамен ранее выпускавшихся (грузовые автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИС-150, ЗИС-151, Урал-355М, ЯАЗ-210, МАЗ-200, МАЗ-205 и др.; легковые - "Победа", ГАЗ-69). Расширился типаж автомобилей. Кроме бортовых автомобилей, увеличился выпуск самосвалов, автомобилей высокой проходимости, газобаллонных, санитарных, пожарных и других специализированных автомобилей. Вновь освоенные модели автомобилей превосходили довоенные по сроку службы, мощности двигателя, комфортабельности и имели меньший удельный расход топлива.

  С конца 50-х гг. А получила дальнейшее развитие. Были созданы Кременчугский автозавод для производства тяжелых самосвалов грузоподъемностью 10-12 т и бортовых автомобилей грузоподъемностью 12-14 т (выпуск с 1959), Белорусский автозавод - для выпуска карьерных самосвалов грузоподъемностью 25-40 т (с 1959), построены автосборочные заводы автомобилей-самосвалов в Саранске (Мордовская АССР, 1958) и Фрунзе (Киргизская ССР, 1965), запорожский завод "Коммунар" был реконструирован на массовый выпуск микролитражных легковых автомобилей "Запорожец" (с 1960). Организовано производство городских автобусов ЛИАЗ-158 на 60 пассажиров в городе Ликино-Дулево (Московская область, с 1959). В Кургане начато производство однодверных автобусов на 20 пассажиров для внутрирайонных перевозок (с 1958), в Риге - автобусов особо малой вместимости - РАФ, используемых в качестве маршрутных такси и для служебных поездок (с 1957). (См. табл. 3.).

Табл. 3. - Выпуск автомобилей в СССР в 1945-68 (тыс. шт.)



1945

1950

1955

1960

1965

1966

1967

1968

Грузовые

68,6

294,4

328,1

362,0

379,6

407,6

437,4

478,1

Легковые

5,0

64,6

107,8

138,8

201,2

230,3

251,4

280,3

Автобусы

1,1

3,9

9,4

22,8

35,5

37,3

40,0

42,4

Всего

74,7

362,9

445,3

523,6

616,3

675,2

728,8

800,8

  В решениях 23-го съезда КПСС (1966) предусмотрено дальнейшее развитие А в СССР. Наиболее крупным автомобильным заводом, строящимся в 1966-70, станет Волжский в городе Тольятти, рассчитанный на выпуск 660 тыс. легковых малолитражных автомобилей в год. Расширяется Московский завод малолитражных автомобилей, организуется производство малолитражных автомобилей в Ижевске. Основные заводы перешли на выпуск новых, более совершенных моделей автомобилей: ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (1967) на Московском автозаводе, ГАЗ-53А (1965) и ГАЗ-66 (1966) на Горьковском, Урал-375 (1962) и Урал-377 (1966) на Уральском, МАЗ-500, МАЗ-503, МАЗ-504 (1965) на Минском автозаводе и др. Новые модели автомобилей обладают повышенной грузоподъемностью, увеличенной мощностью двигателей, почти в 2 раза повышены сроки службы. Увеличивается выпуск специализированных автомобилей-цистерн, фургонов, самосвалов, седельных тягачей с полуприцепами. Значительное развитие получает производство автомобильных прицепов, агрегатов и запасных частей.

  Производство в А - массово-поточное. Уровень механизации и автоматизации высок, развивается специализация. Автомобильные заводы получают по кооперации электрооборудование, шариковые и роликовые подшипники, изделия из резины, пластмасс, стекла, широкий ассортимент профилей, специальные узлы и агрегаты (карбюраторы, амортизаторы), краски, лаки, ткани и т. п. Созданные в годы Великой Отечественной войны 1941-45 и после войны Уральский, Минский, Ульяновский, Кременчугский, Белорусский, Запорожский автомобильный заводы получают с других заводов двигатели, коробки перемены передач, карданные валы, рессоры, колеса, радиаторы, отдельные заводы получают также полуфабрикаты (отливки из черных и цветных металлов). Специализация распространилась также на ЗИЛ и ГАЗ, которые раньше были комплексными предприятиями. С Московского автозавода выведено на специализированные заводы производство компрессоров для пневмотормозов, карданных валов, радиаторов, передних, средних и задних ведущих мостов и раздаточных коробок для трехосных автомобилей. ГАЗ для вновь осваиваемых автомобилей получает двигатели со специализированного моторного завода. Ярославский завод в 1959 прекратил производство автомобилей (оно перенесено в Кременчуг) и превратился в моторный завод. В Горьковской области построен завод по производству карбюраторных двигателей для легковых и грузовых автомобилей и с 1960 начал их выпускать. Созданы специализированные предприятия: в Мелитополе - завод силовых агрегатов для микролитражных автомобилей (выпуск с 1960), в Паневежисе (Литовская ССР) - автомобильных компрессоров (с 1959), в Ярославле - топливной аппаратуры (с 1960), в Полтаве (УССР) - тормозной аппаратуры (с 1959), в Херсоне (УССР, с 1959) и в Гродно (БССР, 1959) - карданных валов, во Фрунзе (Киргизская ССР, 1959) и Лихославле ( область, 1959) - заводы радиаторов. Построен кузнечный завод в Токмаке (УССР, 1965), строится (1968) литейный завод для выпуска чугунных и стальных автомобильных отливок в Саранске (Мордовская АССР). Специализированные заводы применяют высокопроизводительное оборудование и совершенную технологию производства.

  В зарубежных социалистических странах А также получает все большее развитие (см. табл. 4).

Табл. 4. - Выпуск автомобилей в отдельных социалистических странах (шт.)



1955

1960

1965

1967

Венгрия









грузовые

2970

2923

4352

3447

автобусы

720

1892

2779

3456

Всего

3690

4815

7131

6903

ГДР









грузовые1

14191

12864

15000

22585

легковые

22247

64071

95000

111516

Всего

36438

76935

110000

134101

КНДР









грузовые1



3100

9000



легковые



-

-



Всего



3100

9000



Польша









грузовые1

12473

24000

34200

36050

легковые

4000

12900

26400

27880

Всего

16473

36900

60600

63930

Румыния









грузовые1

5200

12100

22800

22196

легковые

-

-

-

5610

Всего

52002

12100

22800

27806

Чехословакия









грузовые1

13980

18733

14008

21456

легковые

12530

56211

77705

111718

Всего

26510

74944

91713

133174

Югославия









грузовые1

3191

5460

11859

12100

легковые

990

10461

35880

47900

Всего

41812

15921

47739

60000

1 Включая автобусы. 2 Данные за 1956.

  Из капиталистических стран наиболее развитую А имеют США (см. табл. 5).

Табл. 5. - Выпуск автомобилей в капиталистических странах в 1967 (шт.)



Всего

В том числе



легковые

грузовые, включая автобусы

США

9023736

7412659

1611077

Япония

3173000

1375800

1797200

ФРГ

2480900

2295700

185200
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.07.2021 12:47:47
12:41 В РПЦ призвали не искать «бесовщину» в книгах про Гарри Поттера
12:38 Следствие опровергло версию о суициде московского чиновника на отдыхе в Крыму
12:37 Популярный пляжный курорт Европы изменил правила въезда для россиян
12:35 Трое военнослужащих ДНР погибли под минометным обстрелом
12:31 Сейсмолог объяснил сообщения из США об угрозе цунами на Аляске
12:29 Российские ученые назвали группу людей с наилучшей выработкой антител к COVID-19
12:22 Российский гимнаст Далалоян объяснил снятие американки Байлз с соревнований ОИ
12:15 Власти назвали причину частой замены плитки в Москве
11:04 Разработано самое эффективное средство против коронавируса
Больше новостей
СегодняНаука и техника «У нас героем становится любой» Кем были Герои Советского Союза, за что их лишали званий и казнили?
28 июля 2021Россия «Три секунды до взрыва вечностью казались» Легендарный российский офицер о боях за Грозный, трусости военных и Невзорове
СегодняИз жизни «Я поняла, что покончу с собой» Что вынуждает горожан уходить в леса, надевать шкуры и жить как первобытные люди
11:32 В России выявили 23 270 случаев коронавируса
11:58 Макрон подал в суд за изображение его в виде Гитлера
11:50 Инфекционист оценил организацию вакцинации от COVID-19 в России
Сегодня Цели номер один. Как мировые лидеры становились жертвами террористов, военных и иностранных агентов
28 июля 2021Моя страна «По крещеным детям плакали, как по мертвым»: историк о главных мифах про крещение Руси
11:54 Посадивший вице-мэра российский следователь внезапно умер
11:32 Москвичам пообещали ночное похолодание
11:49 Следователи Москвы начали проверку точек по прокату электросамокатов
СегодняКультура Насилие, суицид, наркотики. За что в России заблокировали крупнейший в мире сайт с текстами песен?
27 июля 2021Спорт «Меня заморозили еще в СССР» Легенда гимнастики ушла из спорта в 46 лет. Как ей удалось выступить на восьми Олимпиадах?
11:49 Российский теннисист Хачанов вышел в полуфинал Олимпийских игр
11:30 Доходы россиян оказались скрытыми
11:45 Воробьев анонсировал модернизацию работы военкоматов
28 июля 2021Путешествия Таежный дзен. Как Сибирь пытается стать лучшим местом для летнего отдыха в России
27 июля 2021Спорт Россияне одержали исторические победы на Олимпиаде. Они установили рекорд в плавании и завоевали еще три золотые медали
11:47 Эпидемиолог оценил вероятность отмены Олимпиады из-за роста случаев COVID-19
11:23 Вдова убитого президента Гаити уехала из страны
11:23 В России снизились пенсии
27 июля 2021Мир Дипломатическая акробатика. Турция не признает Крым и продает оружие Украине. Как ей удается дружить с Россией?
26 июля 2021Ценности Клевый канцлер. Как самый сексуальный политик планеты бросил университет и возглавил страну
11:43 В России оштрафовали Google на три миллиона рублей
11:13 Генконсульство России в Анталье прокомментировало вопрос эвакуации туристов
11:33 В Доме правительства России обнаружили труп рабочего
Сегодня Туалет, отделка камнем и кофемашина: странные автомобильные опции Без этих опций точно можно прожить
28 июля 2021Культура «Мы исчезнем, превратимся в пыль» Отрубание голов, великаны и рыцари — кто снял лучшее фэнтези года?
11:10 В России усомнились в возможности республиканцев повлиять на «Северный поток-2»
11:30 Россиянам назвали указывающие на COVID-19 симптомы после вакцинации
11:06 Россиянка зарезала домогавшегося ее знакомого и спрятала его в шкафу
26 июля 2021Спорт Российские спортсмены провели самый удачный день на Олимпиаде. Они завоевали три золотых, серебряную и бронзовую медали
28 июля 2021 Сибирский тест: обновленный Mitsubishi Pajero Sport Насколько оживляют внедорожник некоторые электронные дополнения?
11:23 Народный артист России Владимир Стеклов госпитализирован с коронавирусом
11:03 Россияне разочаровались в квартирах
11:16 Пашинян предложил разместить российских пограничников на границе с Азербайджаном
27 июля 2021Среда обитания Ближе к Западу. Море, свежий воздух и дешевое жилье: как россияне нашли достойную замену Сочи
25 июля 2021Силовые структуры «Он был стратегом воровской войны» Как убийство советника Деда Хасана навсегда изменило криминальный мир Москвы
11:00 Иностранка описала Москву времен «лихих 90-х»
11:15 Volkswagen показал доступный кроссовер Taigo
10:56 Байден угостил Тихановскую печеньем после встречи в Белом доме
27 июля 202169-я параллель «Это потрясающие ощущения» Как россиянка отправилась на север России и сделала снимок, прославивший ее на весь мир
25 июля 2021 Конвейер ужаса и боли. Уникальные снимки из немецкого концлагеря, в котором погибли тысячи жителей СССР
11:12 Женщины раскрыли способы очистить стиральную машину
10:54 На Камчатке оценили угрозу цунами после землетрясения на Аляске
11:04 Захарова посмеялась над Тихановской из-за «печенек Байдена»
26 июля 2021Силовые структуры Адмирала ВМФ заподозрили в убийстве семьи. Его жену и сына нашли зарезанными, сам офицер погиб под колесами поезда
25 июля 2021Культура «Без тревоги она бы умерла» История пациентки, которая не могла жить без постоянного страха, волнения и стресса
10:48 Российские рапиристки обыграли американок и вышли в финал Олимпиады
11:01 Не умеющая плавать девочка бросилась в воду к тонущему мальчику и спасла его
10:39 Ведущая «Дома-2» развеяла популярный миф о проекте
26 июля 2021Из жизни «Они верят, что для успеха нужно задобрить духов» История россиянина, переехавшего в Таиланд, а потом — в Швейцарию
25 июля 2021 «Туристы сюда точно не поедут» Как московские атеисты восстанавливают храмы на Русском Севере
10:53 Россиянка рассказала о двойном штрафе из-за уловки инспектора ГИБДД
10:27 Дворники и дорожники устроили массовую драку в Москве из-за мусора
10:50 Избившую ребенка-инвалида российскую медсестру приговорили к колонии
26 июля 2021Россия «Даже к алкашам больше жалости» Презрение, боль и жестокость врачей: истории россиянок, которые решились на стерилизацию
10:46 Начато расследование из-за скандала между иностранным журналистом и Медведевым