Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Самооценка

Самооценка (далее С) оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С является важнейшим регулятором ее поведения. От С зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. С связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведет к неправильной С, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). С получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.

  В работах советских психологов показано влияние С на познавательную деятельность человека (восприятия, представления, решение интеллектуальных задач), определены приемы формирования адекватной С, а в случае ее деформации — ее преобразования путем воспитательного воздействия на личность.

  Лит.: Ананьев Б. Г., Психология педагогической оценки, в кн.: Труды института мозга им. В. М. Бехтерева, т. 4, Л., 1935; Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Липкина А. И., Рыбак Л. А., Критичность и самооценка в учебной деятельности, М., 1968; Липкина А. И., С и формирование личности школьника, "Вопросы философии", 1973, № 12; Hoppe ., Erfolg und Misserfolg, "Psychologische Forschung", 1930, № 4; Allport G. ., Pattern and growth in personality, . ., 1961.

  А. И. Липкина.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 16:46:45