Автомобильная дорога (далее А) комплекс сооружений для безопасного и удобного движения автомобилей с расчетными скоростями и нагрузками. Начавшееся в конце 19 в. развитие автомобильного транспорта потребовало создания удобных путей для движения автомобилей; пока скорости их движения были невелики, ограничивались приспособлением гужевых дорог, проводя мероприятия по борьбе с пылью и предохранению дорожного покрытия от быстрого разрушения. С ростом интенсивности движения, повышением скоростей и нагрузок стали производить более капитальные переустройства гужевых дорог, расширяя проезжие части, устраняя крутые подъемы и спуски, увеличивая радиусы закругления, применяя беспыльные и прочные дорожные покрытия и т. п. После 1-й мировой войны во всех странах стали строить только А, специально рассчитанные и спроектированные для движения автомобилей (носящие название во autoroute, в Англии motorway, в Италии autostrada, в США highway и т. п.).
В зависимости от назначения в общей транспортной сети СССР и от расчетной интенсивности движения (предполагаемое через 20 лет число автомобилей в среднем за год, которые будут проходить за сутки по дороге в обоих направлениях) А разделяют на 5 технических категорий. Чем выше расчетная интенсивность движения, тем выше категория дороги и ее технические характеристики, в первую очередь расчетная скорость движения (для 1-й категории 150 км/ч, для 5-й категории 30 км/ч). Расчетная скорость — наибольшая по условиям безопасности движения скорость одиночного легкового автомобиля.
Техническая классификация А СССР приведена в табл. 1.
Табл. 1. — Техническая классификация автомобильных дорог СССР<
Показатели
Технические категории автомобильных дорог
1-я
2-я
3-я
4-я
5-я
Перспективная среднесуточная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях
Основные элементы, определяющие поперечный профиль автомобильной дороги (рис. 1): расстояние а между бровками в, условно называют шириной земляного полотна; проезжая часть б, обочины г для временной остановки автомобилей; резервы д, из которых берут грунт для возведения земляного полотна; обрезы е — части дорожной полосы для размещения пешеходных и велосипедных дорожек, зеленых насаждений, линий связи, линейных зданий, транспортных устройств и т. д. На проезжей части устраивают дорожную одежду. Покрытие ж — верхний слой дорожной одежды, сооружаемый из наиболее прочных дорожно-строительных материалов, воспринимает нагрузку от колес автомобилей. Покрытие должно быть ровным, с шероховатой поверхностью и обеспечивать хорошее сцепление с колесами автомобиля. Основание з — несущий слой дорожной одежды, воспринимающий расчетную нагрузку автомобилей. Дополнительный слой основания и имеет различное назначение (дренирующий, морозоустойчивый и т. п.). Для лучшей видимости границ проезжей части и укрепления краев покрытия устраивают краевые полосы к, отличающиеся от покрытия цветом.
В местах прохода А через водотоки (реки, ручьи и т. п.), ущелья, а также в местах пересечения с другими путями сообщения устраивают искусственные сооружения — мосты, трубы, путепроводы, транспортные развязки и др. (рис. 2).
Бурный рост автомобильного транспорта вызвал увеличение интенсивности движения по А как грузовых, так и легковых автомобилей. Это потребовало специальных мероприятий, обеспечивающих повышение безопасности, регулирование движения и обслуживание проезжающих: вдоль бровок устанавливают или подвешивают над проезжей частью дорожные знаки и указатели, на крутых поворотах устраивают виражи (односкатные уклоны проезжей части к центру кривой), ограждения дороги, производят разметку проезжей части, оборудуют светильниками и т. д.; для обслуживания пассажиров и водителей сооружают автовокзалы, автопавильоны, автозаправочные станции, станции технического обслуживания, мотели, кемпинги и т. п., а для обеспечения грузовых перевозок, кроме того, — грузовые автостанции, склады, оборотные гаражи и т. п.
Одной из важнейших транспортно-эксплуатационных характеристик А является ее пропускная способность (ПС), т. е. максимальное число автомобилей, которое без заторов может пройти через данный участок А в течение определенного промежутка времени (например, за час). Величина ПС в основном зависит от ширины и количества полос движения, радиусов закруглений и продольных уклонов, состава транспортного потока, скорости движения, погоды. Максимальная ПС двухполосной А шириной 7—7,5 м при благоприятных дорожных условиях (сухое покрытие, открытый незастроенный прямолинейный и горизонтальный участок без пересечений в одном уровне и т. д.) составляет около 2 тыс. легковых автомобилей в час или, примерно, 20 тыс. легковых автомобилей в сутки. Наличие грузового движения резко снижает ПС и при 70—80% грузовых автомобилей в транспортном потоке ПС двухполосной А шириной 7—7,5 м составляет 8—9 тыс. автомобилей в сутки. Если фактическая интенсивность движения на А превышает величину ПС, образуются заторы и транспортно-эксплуатационные показатели А резко снижаются.
Строительство А в СССР осуществляют с помощью высокопроизводительных дорожных машин по поточному методу с применением комплексной механизации. При возведении земляного полотна широко используют бульдозеры, скреперы, автогрейдеры и др. Отдельные конструктивные элементы и детали дорожных сооружений изготовляют на специально оборудованных полигонах и заводах. Асфальто- и цементобетонные смеси приготовляют на автоматизированных смесительных установках. Полностью механизировано устройство усовершенствованных дорожных покрытий и оснований для них.
При эксплуатации А бесперебойное движение поддерживает служба ремонта и содержания А, а регулирование и обеспечение безопасности осуществляют Госавтоинспекция.
Основные направления технического прогресса в строительстве А: повышение транспортно-эксплуатационных качеств дорожных покрытий и их сроков службы, внедрение более совершенной технологии строительства и уменьшение зависимости выполнения строительных работ от климатических условий.
Лит.: Строительство автомобильных дорог, под ред. Н. Н. Иванова, т. 1—2, М., 1963—64; Автомобильные дороги, М., 1964.
В. К. Некрасов
Сеть автомобильных дорог. Повсеместное строительство А было вызвано быстрым ростом автомобильного парка. Если в 1913 длина находившихся в эксплуатации дорог общего пользования составляла не более 25 тыс. км, то сеть А в 1965 насчитывала свыше 18 млн. км (см. табл. 2).
Табл. 2. — Общая протяженность автомобильных дорог земного шара (млн. км) на 1965
Общая протяженность А
В т. ч. с твердым покрытием
Из них усовершенствованные
Вся сеть, %
Мир в целом
18,3
10,9
5,0
100
Капиталистич. и развивающие-
ся страны
15,7
9,7
4,6
85,7
в т. ч. экономически разви-
тые
12,2
8,8
4,3
66,6
экономически слабо-
развитые
3,5
0,9
0,3
19,1
Социалистич. страны
2,6
1,1
0,3
14,3
в т. ч. СССР
1,4
0,4
0,1
другие европ. страны
0,7
0,5
0,2
Размещение А по частям света в 1965 (без СССР и других социалистических стран) показано в таблице 3.
Табл. 3. — Протяженность сети автомобильных дорог по частям света в капиталистических и развивающихся странах на 1965
Части света
Общая протя-
женность A. д.
В т.ч с твердым
покрытием
Из них усовер-
шенствованных
тыс. км
%
тыс, км
%
тыс. км
%
Европа
3535
22,5
2630
27,1
1570
33,9
Азия
1885
12,0
1015
10,4
225
4,8
Африка
1400
8,9
315
3,2
85
1,8
Сев. Америка
6730
42,8
5060
52,2
2500
54,0
Лат. Америка
1150
7,3
260
2,7
90
1,9
Австралия и Океания
1035
6,5
430
4,4
170
3,6
Итого
15735
100
9710
100
4640
100
Густота сети А (1964) составляла в среднем на земном шаре 24 км (на 100 км2обжитой территории), в том числе в капиталистических и развивающихся странах — 30 км (из них в слаборазвитых странах —9,7 км), в социалистических странах — 11,0 км (в т. ч. в СССР — 9,6 км). Тот же показатель на 10 тыс жителей выглядит так: мир в целом — 56 км; капиталистические и развивающиеся страны — 72 км, в том числе слаборазвитые — 23 км; социалистические страны — 24 км, в том числе СССР — 59 км.
Табл.4. — Густота сети автомобильных дорог по частям света (км.)
Части света
На 10 тыс. жит.
На 100 км2
вся сеть
дороги с твердым покрытием
вся сеть
дороги с твердым покрытием
Европа
109
82
93
70
Азия
17
9
12
6
Африка
46
10
5
1
Сев. Америка
319
232
31
23
Лат. Америка
49
11
5
1
Австралия и Океания
582
247
12
5
А СССР. Сооружение А в СССР осуществляется с учетом размещения населенных пунктов, дорог, водных и воздушных путей сообщения и трубопроводов. По народно-хозяйственному значению, характеру обслуживаемых ими населенных пунктов А делятся на: общего союзного значения, обеспечивающие межреспубликанские связи и соединяющие столицы союзных республик между собой и важнейшими экономическими центрами, а также обслуживающие международные сообщения, аэропорты и курорты общесоюзного значения; республиканского значения — обеспечивающие межобластные связи и соединяющие республиканские и областные центры между собой и важными экономическими центрами областей, станциями и портами, а также подъезды к А общегосударственного значения; областного значения — обеспечивающие внутриобластные связи и соединяющие центры областей с городскими и районными центрами, а также важные промышленные и сельскохозяйственные пункты с сетью дорог республиканского значения, станциями и портами; местного значения, обеспечивающие внутрирайонные связи и соединяющие райцентры между собой и с отдельными населенными пунктами, совхозами и колхозами; ведомственные, находящиеся в ведении отдельных министерств (лесного хозяйства, нефтедобывающей промышленности, цветной металлургии и др.).
А, соединяющие относительно удаленные друг от друга важные в экономическом и оборонном отношении районы и пункты и обеспечивающие массовое скоростное движение, называются магистральными (см. Автомобильная магистраль).
Строительство А осуществляется за счет государственных капитальных вложений, отчислений от прибылей автотранспортных предприятий, а строительство местных А — с привлечением к участию промышленных, сельскохозяйственных и других хозяйственных предприятий и колхозов. Строительство А широко развернулось в годы предвоенных пятилеток. В этот период была проведена реконструкция старых шоссе и построен ряд новых А С 1913 по 1940 общее протяжение дорог с твердым покрытием увеличилось в 4 раза. В послевоенные годы проведены большие работы по восстановлению и ремонту А, построено много новых дорог с усовершенствованными покрытиями, а также крупных транзитных магистральных А, по которым осуществляется регулярное грузовое и пассажирское сообщение на дальние расстояния. За период с 1940 по 1966 протяжение А с твердым покрытием возросло в 3 раза и составляет 456 тыс. км (на конец 1968). За это же время протяжение А с усовершенствованными покрытиями возросло более чем в 20 раз (достигнув 145 тыс. км). Для большего удобства пользующихся дорогами и обеспечения безопасности движения важнейшим автомобильным магистралям присвоены маршрутные номера.
Москва — Ленинград (719 км; маршрут № 10) — первая в России дорога с твердым покрытием. Построена в 1722—46 (твердое покрытие с 1817 по 1834). Реконструирована в 1953—58. Подъезды к аэровокзалу Шереметьево и Завидовскому заповеднику. Скоростное движение до аэропорта Шереметьево без пересечений. Проходит через Клин, (обход), Валдай, Новгород. Вместе с А Ленинград — Выборг (200 км) составляет магистральную А
Москва — Минск — Брест (1054 км; маршрут № 1) — транзитная магистраль, соединяющая Центр Европейской части СССР, БССР и Польскую Народную Республику. Строительство началось в 1936, закончено в 1954. Дорога проходит близ Гжатска, Вязьмы, Смоленска, Орши, Борисова, Барановичей, Кобрина.
Москва — Харьков — Симферополь (1395 км; маршрут № 4). Связывает Центр Европейской части СССР с Украиной, курортами Крыма. Участок Москва — Харьков построен в 1840—60. Дорога полностью реконструирована в 1946—50. Проходит через Серпухов, Тулу, Орел, Курск, Белгород, Красноград, Новомосковск, Запорожье, Мелитополь, Джанкой. От Симферополя А отходят на Евпаторию, Севастополь, Ялту, Феодосию и Керчь.
Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону (1065 км; маршрут № 5). Соединяет Центральные районы с Северным Кавказом. В городе Шахты примыкает к А Киев — Харьков — Ростов-на-Дону. Отдельные участки дороги построены во 2-й половине 19 в.; участок Кашира — Воронеж реконструирован в 1957—61. Строительство дороги полностью закончено в 1967. Проходит через Ступино, Каширу (мост через реку Оку), Ефремов, Елец, Богучар, Миллерово, Каменск-Шахтинский.
Москва — Горький — Казань (819 км). Соединяет Москву с Поволжьем. Построена в 1839—89. Участок Москва — Горький реконструирован в годы 2-й и 3-й пятилеток в связи с постройкой Горьковского автозавода. Коренная реконструкция произведена в 1954—63. А проходит через Ногинск, Владимир, Вязники, Чебоксары. Подъезды к Володарску, Дзержинску. Со строительством участка Казань — Свердловск А войдет в маршрут № 8. От города Владимира отходит А на город Суздаль, Иваново.
Москва — Куйбышев (1070 км;маршрут № 7). Соединяет Центр со Средним Поволжьем. Проходит через Коломну, Рязань, Пензу, Сызрань, Тольятти. Реконструирована в 1957—65. В ближайшие годы после завершения сооружения А Куйбышев — Уфа — Челябинск будет обеспечена связь с районом Урала.
Московская кольцевая А (МКАД, 109 км) — скоростная автомагистраль. Построена в 1958—62. Обеспечивает распределение движения примыкающих магистральных дорог. С 1960 — граница Москвы.
Ленинград — Киев — Одесса (1744 км; маршрут №20) — транзитная Балтийско-Черноморская магистраль. Участок Ленинград — Киев построен в 1838—88, реконструирован после Великой Отечественной войны. Участок Киев — Одесса построен в 1955—60. Проходит через Лугу, Псков, Витебск, Оршу, Могилев, Гомель, Чернигов, Белую Церковь, Умань.
Ленинград — — Рига — (1045 км; маршрут № 21) — основная прибалтийская А Проходит через Нарву, Пярну, Елгаву, Шяуляй.
Киев — Харьков — Ростов-на-Дону (950 км; маршрут № 13) — крупнейшая широтная магистраль УССР. Построена в 1946—52. Проходит через Полтаву, Славянск, Артемовск, Шахты, Новочеркасск.
Ростов-на-Дону — Новороссийск (415 км, маршрут № 18). Построена в 1954—59. Выход к Черноморскому побережью Кавказа. Проходит через Краснодар.
Черноморское шоссе (Новороссийск — Батуми) (750 км;маршрут № 19). Построено в 1887—1910. Восстановлено в 1946—50. Продолжаются работы по спрямлению и расширению участков с большим автомобильным движением. Подъезды к Адлеру, Абрау-Дюрсо, станции Мацеста, озеру Рица, Пицунде и др. В Самтредиа отходит А на Тбилиси, Ереван, Баку (маршруты №№ 15, 17).
Ростов — Беслан — Баку (1332 км, маршрут № 14) — основная автомагистраль Северного Кавказа. Построена в 1945—55 до Орджоникидзе, на остальном протяжении в 1956—65. Промежуточные пункты: Тихорецк, Армавир, Минеральные Воды, Пятигорск, Нальчик, Сумгаит. Подъезды к Краснодару, Орджоникидзе, Грозному, Махачкале.
Беслан — Тбилиси — Ереван (533 км, маршрут №16). Соединяет кратчайшим путем Северный Кавказ и Закавказье. Промежуточные пункты: Орджоникидзе, Ленинакан. Участок Орджоникидзе — Тбилиси (208 км) называется Военно-Грузинской дорогой. Из Тбилиси отходят А на Баку, Ереван, Батуми.
Алма-Ата — Фрунзе — Ташкент (812 км). Построена в 1957—65. Главная автомагистраль Южного Казахстана. Проходит через Джамбул — Чимкент.
Ташкент — Термез (708 км) — Большой узбекский тракт им. В. И. Ленина. Построен в 1940. В настоящее время (1968) производится коренная реконструкция со спрямлением и уширением отдельных участков. Проходит через Гулистан, Янгиер, Джизак, Самарканд. Вместе с предыдущей А составляет маршрут № 36.
Фрунзе — Ош (605 км). Построена в 1956—65. Главная автомагистраль Киргизской ССР, соединившая кратчайшим путем северные и южные области республики. Проходит через Токтогул, Таш-Кумыр, Джалал-Абад. Крупнейший в СССР автодорожный тоннель (2,5 км) на высоте 3,2 км.
Ош — Хорог (701 км) — Памирский тракт. Вместе с дорогой Фрунзе — Ош составляет маршрут № 37. Дорога построена в 1931—34. Обеспечивает перевозки грузов для Горно-Бадахшанской АО. Проходит по территории Киргизской ССР и Таджикской ССР. Проложена по высокогорной местности (некоторые перевалы имеют высоту более 4 км). В зимнее время движение прерывается. Проводится реконструкция.
Бийск — Ташанта (626 км) — Чуйский тракт. Строился в 1903—13 как гужевой тракт в Монголию. Реконструирован в 1932—36 и в послевоенное время. Обслуживает связи Горно-Алтайской АО и внешнеторговые перевозки. Проходит по долине рек Катуни и Чуй. Подъезд к Горно-Алтайску. Продолжением Чуйского тракта в МНР является Западно-Монгольский тракт. Чуйский тракт является частью А Новосибирск — Бийск — Ташанта общим протяжением 1040 км (маршрут № 34).
Абакан — Кызыл (436 км, маршрут № 35) — Усинский тракт (название от реки Ус — притока Енисея). Построен в 1911—17 как гужевой тракт. Пересекает Западные Саяны. Обслуживает транспортные связи Тувинской АССР. Проходит через Минусинск (ж.-д. станция). Подъезд к Шушенскому.
В ближайшие годы будут построены и реконструированы А: Москва — Рига, Москва — Волгоград, Москва — Брянск — Киев, Куйбышев — Челябинск, Казань — Ижевск — Свердловск, Челябинск — Караганда, Полтава — Кишинев, Тольятти — Куйбышев и др.
В августе 1968 принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем развитии дорожного строительства в СССР, которое предусматривает ежегодное увеличение темпов строительства и реконструкции А на 20%. Объем строительства дорог с твердым покрытием к 1975 должен составить 40 тыс. км.
Г. И. Шейнис.
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
Новости 16.05.2022 11:06:47
10:57 Найдены доказательства участия инструкторов из США и Польши в обороне «Зари» 10:53 Устроившему массовое убийство в Пермском университете продлили арест 10:52 Слуцкий назвал «Евровидение» инструментом двойных стандартов Запада 10:51 Стилист раскрыла простой способ завить волосы без плойки 10:50 В Литве назвали блокирующую нефтяное эмбарго в отношении России страну 10:48 Стилист назвал самые трендовые вещи предстоящего лета 10:46 Минобороны заявило о сбитом украинском Су-24 в районе Змеиного 10:46 В российском городе решили продать квартиру с «аквариумным» туалетом 10:46 Минобороны заявило об уничтожении двух украинских Су-25 10:44 Минобороны заявило об уничтожении десяти беспилотников ВСУ 10:38 «Яндекс» ответил на сообщения о переносе штаб-квартиры в Израиль 09:56 Ведущий Первого канала женился на 20-летней девушке Больше новостей СегодняРоссия «Алюминий пылал как бумага» 50 лет назад военный самолет упал на детсад. Как в СССР пытались скрыть смерть 24 детей? СегодняБывший СССР Армении угрожает новая революция: Пашинян решил помириться с Азербайджаном и вызвал гнев оппозиции СегодняКультура Маразм крепчал. Лиам Нисон играет пожилого киллера с деменцией в новом боевике. Зачем на это смотреть? 10:35 Иран заявил об углублении сотрудничества с Россией в нефтегазовой отрасли 10:31 Российский школьник надышался газом из зажигалки и умер 10:29 Россиянин сбежал из реанимации, ранил охранника, разбил окно и умер
Популярное
Почему мы влюбляемся не в тех? Психологи — о том, что стоит за невзаимными чувствами и тягой к партнерам постарше Санкции на постель. Как конфликт на Украине отразился на интимной жизни россиян? Как на базаре. Москвичи начали продавать свои квартиры со скидками. Прекратится ли от этого рост цен на жилье? «Немцы цеплялись за каждый рубеж» Как Красная армия поставила финальную точку в Великой Отечественной войне Чужая Победа. Почему накануне 9 мая в странах бывшего СССР сносили памятники и отменяли праздничные мероприятия Блокадные крысы. Как ленинградские бандиты вступили в сговор с немцами и обрекали тысячи горожан на голодную смерть Греческая трагедия. 55 лет назад власть в Греции захватила хунта. Как страна жила при диктатуре «черных полковников»? Последняя весна Гитлера. Агония Третьего рейха глазами советских солдат. Уникальные снимки последних дней войны Тихое место. Украина стала пристанищем для криминала из России. Почему воры и авторитеты едут туда? «Шевельну мизинцем — его не будет» Лучший друг и возможный преемник Сталина стал его злейшим врагом. Как он смог выжить?