Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Самойловы

Самойловы (далее С) семья русских актеров. Василий Михайлович С (6(17).4.1782, Москва, — 11(23).7.1839, Петербург), артист петербургского Большого театра (1803—39). Выступал преимущественно в опере (в теноровых и партиях); играл и в драматических спектаклях. Особенным успехом пользовался в лирико-драматических и героических партиях в операх Френцля, К. А. Кавоса, Ф. Паэра и др., сочетая вокальную разработку с поисками жизненной характерности образа. Софья Васильевна С (урожденная Черникова) (1787 — 19.2(3.3).1854), драматическая и оперная артистка. Жена Василия Михайловича С Окончив театральное училище, в 1804 дебютировала на петербургской сцене. Выступала в опере (Маша — "Иван Сусанин" Кавоса, и др.), опере-водевиле (Зюлема — "Забавы Писарева, музыка Алябьева, Верстовского и Шольга, и др.). Оставила сцену в 1843. Василий Васильевич С (13(25).1.1813, Петербург, — 27.3(8.4).1887, там же), драматический актер. Сын Василия Михайловича и Софьи Васильевны С Окончил Горный корпус (1829) и Лесной институт (1832). Дебютировал в 1834 в партии Иосифа (опера "Иосиф" Мегюля). В 1835—75 в труппе Александрийского театра. Сформировался как актер под влиянием натуральной школы с ее интересом к "физиологическим очеркам" жизни демократических кругов общества и гуманной трактовкой образа "маленького человека". Однако социальные тенденции, характерные для развития русского театрального реализма того времени, оказались ограниченными в искусстве актера, увлекавшегося внешней оригинальностью, характерностью создаваемых типов. Он добивался острой выразительности грима, костюма, речи, жеста. С особым блеском играл так называемые роли с переодеванием (Макар Губкин — "Студент, артист, хорист и аферист" Кони, Стружкин — "Актер" Некрасова, и др.). К лучшим его ролям принадлежали также: Растаковский ("Ревизор" Гоголя), Кромвель ("Жорж Тревор" Мериса, "Кромвель" и "Смерть Кромвеля" Раупаха), кардинал Ришелье ("Серафина Лафайль" Буржуа и Лескуана, "Ришелье" Булвер-Литтона) и др. Играя в пьесах У. Шекспира (Лир — "Король Лир") и А. Н. Островского, он не мог подняться над уровнем мелодраматического психологизма и декоративно подчеркнутой этнографичности. Его метод работы был более оправдан в ролях современного массового репертуара, которые он рассматривал лишь как повод для проявления собственного сценического мастерства. Вера Васильевна С (1824, Петербург, — 8(20).11.1880, там же), драматическая актриса. Дочь Василия Михайловича и Софьи Васильевны С В 1841—53 работала в Александрийском театре. С артистизмом, грацией, легкостью исполняла лирико-драматические и комедийные роли (Ольга — "Владимир Заревский" Ефимовича, Эльмира — "Тартюф" Мольера, и др.). Блестяще владела искусством ведения диалога, тонко передавала стиль автора. И. С Тургенев, высоко ценивший творчество актрисы, написал для нее комедии "Где тонко, там и рвется" и "Провинциалка". Надежда Васильевна С (6(18).1.1818, Петербург, — 18(30).3.1899, там же), драматическая актриса. Дочь Василия Михайловича и Софьи Васильевны С В 1838—59 играла в Александрийском театре. Занимала амплуа инженю в водевилях. Павел Васильевич С (29.6 (11.7).1866, Петербург, — 16.4.1931, Ленинград), драматический актер, заслуженный артист Республики (1923). Сын Василия Васильевича С Сценическую деятельность начал в Петербурге (1888). Играл в провинции (в труппах М. М. Бородая и др.), в московском Театре Корша (1891—93), Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской (1904—05, Петербург); в 1900—04 и 1920—24 в труппе бывшего Александрийского театра. С наполнял свои роли настроениями тревоги, сознанием трагической неспособности воплотить идеалы: Гамлет ("Гамлет" Шекспира), Чацкий ("Горе от ума" Грибоедова), Астров ("Дядя Ваня" Чехова), Сторицын ("Профессор Сторицын" Андреева), Освальд ("Привидения" Ибсена). Новые краски его искусство обрело в советское время (роль рабочего-коммуниста в спектакле "Канцлер и слесарь" Луначарского).

  Лит.: Березарк И. Б., В. В. Самойлов, Л., 1948; Альтшуллер А. Я., Театр прославленных мастеров, Л., 1968; Данилов С С, Португалова М. Г., Русский драматический театр XIX в., т. 2, Л., 1974.

  Т. М. Родина.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 12:33:14