Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Роль социальная

Роль социальная (далее Р) совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстает в виде набора определенных социальных позиций (рабочий, ученый, школьник, муж, солдат и т. д.), находясь в которых человек обязан повиноваться "социальному заказу" или ожиданиям (экспектациям) других людей, связанных с данной позицией. Выполняя этот "социальный заказ", человек осуществляет один из несколько возможных вариантов исполнения Р (скажем, ленивого или старательного ученика и т. д.).

  Понятие Р было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг., причем первый трактовал Р как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй — в плане непосредственного взаимодействия людей, "ролевой игры", в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение Р как "динамического аспекта статуса" закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о Р как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные Р Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные Р оказываются плохо совместимыми.

  В новейших западных социологических и психологических теориях заметно стремление преодолеть присущее концепции Р "роботообразное" представление о человеке как культурно и социально запрограммированном существе. Отсюда — призывы вернуться к исследованию субъективных детерминант поведения человека, его "внутренней сущности" (К. Роджерс, А. Маслов — США).

  Появление понятия Р отражало прогрессивную тенденцию перехода от индивидуалистической интерпретации личности к пониманию ее как социального феномена. Оно употребляется и в марксистской социологии и психологии. Маркс еще в 19 в. подчеркивал безлично-ролевой характер общественных отношений и одновременно возражал против индивидуалистических теорий личности и самосознания. Однако марксистское понимание Р отличается от функционалистского или интеракционистского. При анализе социальной структуры общества марксизм придает решающее значение классовой структуре, по отношению к которой другие Р выступают как производные или второстепенные. Имея в своей основе статическую модель общества, ролевой подход недостаточен для описания общественного развития и лежащей в его основе творческой преобразовательной деятельности людей. Человеческая деятельность не исчерпывается ролевым, т. е. шаблонным, поведением; за пределами Р остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного) и спонтанного поведения, в том числе новаторская деятельность человека, создающая новые нормы и новые Р Точно так же и структура личности не сводится к совокупности Р: их интериоризация (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность, складывающуюся на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.

  Лит.: Кон И. С., Социология личности, М., 1967; Neimann L. 1., Hughes J. ., The problem of the concept of role. A resurvey of the literature, "Social Forces", 1951, v. 30; Parsons Т., The social system, New Delhi, (1972); Dahrendorf R., Homo Sociologicus, 5 Aufl., öln, 1965.

  Л. А. Седов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 06:56:02