Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Роллан Ромен

Роллан (далее Р) (Rolland) Ромен (29.1.1866, Кламси, — 30.12.1944, Везле), французский писатель, общественный деятель, ученый-музыковед. Родился в семье нотариуса. Получил гуманитарное образование в Высшей нормальной школе в Париже.

  В 1895 защитил в Сорбонне диссертацию "Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти". С 1897 профессор (курс истории музыки) Нормальной школы, в 1902—12 — Сорбонны, по заданию которой организовал и возглавил музыкальную секцию Школы высших социальных наук. Совместно с Ж. Комбарье, П. Обри и другими основал журнал "Ревю д"истуар э критик мюзикаль" ("Revue d"histoire et critique musicale", 1901). Автор исследований по истории музыки, монографий, статей. Уже в ранних драмах "Святой Людовик" (1897), "Аэрт" (1898) сказалось своеобразие Р.-художника: острота нравственной проблематики, тяготение к деятельным героическим характерам. Его идейно-эстетическая позиция обоснована в книге "Народный театр" (1903). В конце 90-х гг. Р. начал работу над циклом драм о Великой французской революции: "Волки", "Торжество разума", "Дантон", "Четырнадцатое июля" (1898—1902).

  Очерк Р. о Л. Бетховене (1903) открыл серию биографий великих людей — творцов искусства. В 1907 появилась "Жизнь Микеланджело", в 1911 — "Жизнь Толстого". Р. еще в студенческие годы писал Л. Н. Толстому и получил от него ответ; русский писатель, по признанию самого Р., оказал на него серьезное влияние. Поиски широкой эпической формы в духе "Войны и мира", отзвуки мыслей Толстого о художественном творчестве как подвижнической деятельности на благо людям — все это сказалось в 10-томном романе-эпопее Р., принесшем ему мировую славу, — "Жан-Кристоф" (1904—12). В образе немецкого музыканта — новатора и бунтаря — нашли отражение черты личности Бетховена. Р. воплотил здесь свою мечту о творческом гении, формирующемся в борьбе с деспотизмом властей, продажным миром буржуазии и его болезненно рафинированным искусством. Произведение насыщено страстной публицистикой. В эпопее раскрывается духовная биография героя, прослеженная с большим богатством психологического анализа, проникновением в тайны творческого процесса; фоном является панорама Европы. Предсказывая близкую мировую войну, Р. противопоставляет ей идею братства народов.

  Проблемы, живо занимавшие Р., — судьбы культуры, искусства в исторически переломную эпоху, взаимоотношения "мысли и действия", творческой личности и народа — ставятся снова и на новый лад в повести "Кола Брюньон" (закончена в 1914, опубл. 1918), написанной в манере фольклорной стилизации красочной и живой ритмической прозой. Действие происходит в Бургундии в начале 17 в. Герой, непокорный и насмешливый Кола Брюньон, — живое воплощение народного духа.

  1-я мировая война 1914—18 застала Р. в Швейцарии. С августа 1914 он стал систематически выступать в печати как антивоенный публицист. Его статьи объединены в сборниках "Над схваткой" (1915) и "Предтечи" (1919). Р. апеллировал к разуму и совести "убиваемых народов", обличал капиталистических магнатов как виновников всемирного побоища, не призывая, однако, к революционному действию. Антивоенные воззрения Р. по-разному преломились в драматической сатире "Лилюли" (1919) и в лирической повести "Пьер и Люс" (1920). В романе "Клерамбо" (1920) отразились искания западноевропейской интеллигенции, возмущенной империалистическим варварством и трагически оторванной от народа.

  Р. приветствовал Февральскую революцию 1917 в России. Великую Октябрьскую социалистическую революцию он воспринял как событие громадного международного значения, но долгое время отвергал диктатуру пролетариата и революционные методы борьбы с эксплуататорами. Такой позиции придерживался Р. и в 20-е гг. Его драмы о Французской революции — "Игра любви и смерти" (1925), "Вербное воскресенье" (1926), "Леониды" (1927), утверждая величие революции, выдвигали на первый план человеческие трагедии и жертвы. В поисках ненасильственных форм общественного действия Р. обратился к опыту народа и его религиозно-нравственным учениям (книги о Махатме Ганди, Рамакришне, Вивекананде). Вместе с тем он продолжал внимательно следить за ходом развития СССР, дружески переписывался с М. Горьким, выступал против антисоветских кампаний и военных приготовлений империалистической буржуазии. Постепенно, не без трудностей и колебаний, осуществлялся перелом во взглядах Р., выразившийся в его статьях "Прощание с прошлым" (1931), "Ленин. Искусство и действие" (1934), сборниках публицистических статей "Пятнадцать лет борьбы" и "Мир через революцию" (оба 1935). Вместе с А. Барбюсом Р. участвовал в подготовке конгрессов против войны и фашизма, стал одним из идейных вдохновителей международного антифашистского фронта. В 1935 Р. побывал в СССР по приглашению М. Горького.

  Основное художественное произведение Р. после 1-й мировой войны — роман "Очарованная душа" (1922—33). В истории идейного развития героини романа Аннеты Ривьер и ее сына Марка отражены типические процессы духовной жизни передовой европейской интеллигенции, путь от индивидуалистического бунта или единичных актов гуманности к участию в организованной борьбе масс против сил старого мира. Роман предостерегает человечество об опасности фашизма. Смерть Марка, погибшего в уличной схватке с итальянским фашистом, вызывает в Аннете резкий душевный перелом и приводит ее в ряды борцов. Герои романа не раз обращаются в своих спорах и мыслях к опыту Советского Союза. В 1939 Р. закончил монументальную трагедию "Робеспьер", т. о. завершив работу над циклом драм о Французской революции.

  Картины гибели Робеспьера и его сподвижников освещены идеей величия, неистребимой силы освободительного движения человечества.

  Годы 2-й мировой войны 1939—45 Р. провел в Везле, в зоне оккупации, больной, оторванный от друзей. Законченные в это время автобиографические мемуарные произведения порой несут отпечаток тяжелой подавленности. Однако Р. напряженно работал, рассматривая свой литературный труд как форму сопротивления оккупантам. Во время войны он завершил многотомный труд о Бетховене (цикл книг под общим название "Бетховен. Великие творческие эпохи", опубл. 1928—45), потом — биографию Ш. Пеги (вышедшую после освобождения в декабре 1944).

  Р. оставил значительный след в истории французской и мировой литературы. Рано осознав историческое своеобразие эпохи, он положил в основу своего творчества принцип героического деяния. В поисках и сомнениях Р. отразились объективные противоречия развития значительной части западной интеллигенции в эпоху перехода от капитализма к социализму. Встав на сторону Октябрьской революции, Р. дал поучительный пример западноевропейским деятелям культуры, помог им найти свое место в общественной жизни и борьбе. Новаторство Р. как художника тесно связано с идейной природой его творчества. Оригинальные черты художественной манеры Р. помогали ему поставить острые проблемы эпохи и передать драматический характер движения человечества к будущему. Нобелевская премия (1915).

  Соч.: Cahiers Romain Rolland, v. 1—23, ., (1948—75); Romain Rolland. Journal des anneés de guerre, ., 1952; Textes politiques, sociaux et philosophiques choisis. ., 1970; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—20. Л., (1930)—1936; Собр. соч., т. 1—14, М., 1954—58; Соч., т. 1—9, М., 1974; Воспоминания, М., 1966.

  Лит.: Горький М., (Статья), Собр. соч. в тридцати томах, т. 24, М., 1953; Луначарский А. В., (Статьи), Собр. соч., т. 4—5, М., 1964—65; Балахонов В. Е., Р. Р в 1914—1924 годы, Л., 1958; его же, Р. Р и его время ("Жан-Кристоф"), Л., 1968; его же, Р. Р и его время. Ранние годы, Л., 1972; Мотылева Т., Творчество Р. Ра, М., 1959; ее же, Р. Р, М., 1969; Дюшен И., "Жан-Кристоф" Р. Ра, М., 1966; "Europe", 1926, № 38; 1955, № 109— 110; 1965, № 439—40; Cheval R., R. Rolland, l"Allemagne et la guerre, ., 1963; Barrère J.-., R. Rolland par luimême, (., 1968); érus J., R. Rolland et М. Gorki, ., 1968.

  Т. Л. Мотылева.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 23:38:13