|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Розничные цены | Розничные цены (далее Р) цены, по которым товары и услуги реализуются населению и другим потребителям. Р при социализме, планомерно воздействуя на спрос, стимулируют производство товаров, выступают как один из факторов повышения уровня реальных доходов трудящихся (см. Реальные доходы населения).
В СССР потребительские товары и услуги реализуются главным образом по фиксированным государственным Р Небольшая часть с.-х. продукции продается по ценам, складывающимся на колхозном рынке под влиянием спроса и предложения товаров, и по ценам комиссионной торговли, устанавливаемым потребительской кооперацией по договоренности с производителями.
Государственные Р определяются исходя из общественно-необходимых затрат труда на производство и реализацию товаров. Основные элементы Р: издержки производства и обращения товаров и прибыль производственных предприятий и торгово-сбытовых организаций. Цены на алкогольные напитки, табачные изделия и некоторые др. товары включают также налог с оборота.
Общий уровень Р и его изменения определяет Совет Министров СССР. На новые виды товаров и услуг цены устанавливаются государственными органами ценообразования (применительно к сложившемуся уровню Р на аналогичные товары и услуги с учетом различий в их качестве и потребительских свойствах): на основные непродовольственные товары - на едином для всей страны уровне, на основные продовольственные товары, а также мебель, стекло, бензин и лесоматериалы - с дифференциацией по поясам (см. Дифференцирование цен). На некоторые виды товаров и услуг Р устанавливаются республиканскими и местными органами ценообразования. Если при этом возникают необоснованные различия в ценах, то они устраняются путем координации Р, осуществляемой Государственным комитетом цен при Совете Министров СССР. На отдельные с.-х. товары (картофель, овощи и др.) устанавливаются сезонные Р Потребительские товары устаревших фасонов и моделей или частично утратившие свое качество вследствие длительного хранения и по другим причинам продаются по сниженным ценам. Р фиксируются в прейскурантах.
Политика Р Советского государства подчинена интересам развития социалистической экономики и повышения уровня жизни трудящихся. В 1947-54 государственные Р на товары народного потребления ежегодно снижались. В последующие годы Советское государство планомерно осуществляет политику стабильности уровня государственных Р, снижения цен на отдельные виды товаров по мере накопления товарных ресурсов в условиях непрерывного увеличения денежных доходов населения через оплату по труду и общественные фонды потребления (см. табл.).
Индексы государственных розничных цен в СССР (в % к среднегодовым ценам 1950) | 1965 | 1970 | 1974 | Все товары | 75 | 75 | 75 | Продовольственные товары
в том числе:
мясо и птица
масло животное
хлеб и хлебобулочные изделия | 75
85
83
75
59 | 75
85
83
73
59 | 76
85
83
73
59 | Непродовольственные товары
в том числе:
хлопчатобумажные ткани
шерстяные ткани и платки
трикотажные изделия
кожаная обувь
часы наручные | 76
70
85
87
82
45 | 75
68
83
86
81
46 | 74
68
83
83
81
46 | В зарубежных социалистических странах наряду с общими закономерностями формирования и динамики Р существуют особенности организации и методологии планирования цен. На основе обобщения коллективного опыта страны - члены СЭВ разрабатывают мероприятия по сближению методологии внутреннего ценообразования.
При капитализме Р подвержены стихийным колебаниям под влиянием изменения конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения. В условиях государственно-монополистического капитализма они используются как инструмент перераспределения национального дохода в пользу монополий. Различают несколько видов Р Цены, установленные государством, охватывают ограниченную номенклатуру товаров. Фиксированные и рекомендованные цены, уровень которых определяется промышленными монополиями, играют важную роль в осуществлении ими контроля над сбытом товаров массового производства. Это, как правило, монопольные цены, обеспечивающие получение монопольной прибыли. Цены со свободной калькуляцией складываются в зависимости от соотношения спроса и предложения. Их структура: оптовая цена, уплачиваемая розничными торговыми предприятиями оптовым фирмам, плюс торговая накидка.
С конца 60-х гг. в капиталистических странах наблюдается инфляционный рост Р, особенно усилившийся в 70-е гг., отрицательно сказывающийся на реальных доходах трудящихся. В 1950-74 прирост индекса потребительских цен составил в США 105%, в Великобритании 230%, во 250%; в Японии он достиг 304%, причем подавляющая часть этого прироста приходится на 70-е гг.
Лит. см. при ст. Ценообразование.
М. В. Кокорев. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 13:20:50
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|