Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Розничные цены

Розничные цены (далее Р) цены, по которым товары и услуги реализуются населению и другим потребителям. Р при социализме, планомерно воздействуя на спрос, стимулируют производство товаров, выступают как один из факторов повышения уровня реальных доходов трудящихся (см. Реальные доходы населения).

  В СССР потребительские товары и услуги реализуются главным образом по фиксированным государственным Р Небольшая часть с.-х. продукции продается по ценам, складывающимся на колхозном рынке под влиянием спроса и предложения товаров, и по ценам комиссионной торговли, устанавливаемым потребительской кооперацией по договоренности с производителями.

  Государственные Р определяются исходя из общественно-необходимых затрат труда на производство и реализацию товаров. Основные элементы Р: издержки производства и обращения товаров и прибыль производственных предприятий и торгово-сбытовых организаций. Цены на алкогольные напитки, табачные изделия и некоторые др. товары включают также налог с оборота.

  Общий уровень Р и его изменения определяет Совет Министров СССР. На новые виды товаров и услуг цены устанавливаются государственными органами ценообразования (применительно к сложившемуся уровню Р на аналогичные товары и услуги с учетом различий в их качестве и потребительских свойствах): на основные непродовольственные товары - на едином для всей страны уровне, на основные продовольственные товары, а также мебель, стекло, бензин и лесоматериалы - с дифференциацией по поясам (см. Дифференцирование цен). На некоторые виды товаров и услуг Р устанавливаются республиканскими и местными органами ценообразования. Если при этом возникают необоснованные различия в ценах, то они устраняются путем координации Р, осуществляемой Государственным комитетом цен при Совете Министров СССР. На отдельные с.-х. товары (картофель, овощи и др.) устанавливаются сезонные Р Потребительские товары устаревших фасонов и моделей или частично утратившие свое качество вследствие длительного хранения и по другим причинам продаются по сниженным ценам. Р фиксируются в прейскурантах.

  Политика Р Советского государства подчинена интересам развития социалистической экономики и повышения уровня жизни трудящихся. В 1947-54 государственные Р на товары народного потребления ежегодно снижались. В последующие годы Советское государство планомерно осуществляет политику стабильности уровня государственных Р, снижения цен на отдельные виды товаров по мере накопления товарных ресурсов в условиях непрерывного увеличения денежных доходов населения через оплату по труду и общественные фонды потребления (см. табл.).

  Индексы государственных розничных цен в СССР (в % к среднегодовым ценам 1950)

 

1965

1970

1974

Все товары

75

75

75

Продовольственные товары

в том числе:

мясо и птица

масло животное

хлеб и хлебобулочные изделия

75

85

83

75

59

75

85

83

73

59

76

85

83

73

59

Непродовольственные товары

в том числе:

хлопчатобумажные ткани

шерстяные ткани и платки

трикотажные изделия

кожаная обувь

часы наручные

76

70

85

87

82

45

75

68

83

86

81

46

74

68

83

83

81

46

  В зарубежных социалистических странах наряду с общими закономерностями формирования и динамики Р существуют особенности организации и методологии планирования цен. На основе обобщения коллективного опыта страны - члены СЭВ разрабатывают мероприятия по сближению методологии внутреннего ценообразования.

  При капитализме Р подвержены стихийным колебаниям под влиянием изменения конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения. В условиях государственно-монополистического капитализма они используются как инструмент перераспределения национального дохода в пользу монополий. Различают несколько видов Р Цены, установленные государством, охватывают ограниченную номенклатуру товаров. Фиксированные и рекомендованные цены, уровень которых определяется промышленными монополиями, играют важную роль в осуществлении ими контроля над сбытом товаров массового производства. Это, как правило, монопольные цены, обеспечивающие получение монопольной прибыли. Цены со свободной калькуляцией складываются в зависимости от соотношения спроса и предложения. Их структура: оптовая цена, уплачиваемая розничными торговыми предприятиями оптовым фирмам, плюс торговая накидка.

  С конца 60-х гг. в капиталистических странах наблюдается инфляционный рост Р, особенно усилившийся в 70-е гг., отрицательно сказывающийся на реальных доходах трудящихся. В 1950-74 прирост индекса потребительских цен составил в США 105%, в Великобритании 230%, во 250%; в Японии он достиг 304%, причем подавляющая часть этого прироста приходится на 70-е гг.

  Лит. см. при ст. Ценообразование.

  М. В. Кокорев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 13:20:50