Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Родченко Александр Михайлович

Родченко (далее Р) Александр Михайлович (23.11(5.12).1891, Петербург, — 3.12.1956, Москва), советский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Учился в Казанской художественной школе (1910—14). В конце 10-х гг. выступил с абстрактными композициями; вскоре оставил живопись вообще, став на позиции производственного искусства и явившись одним из организаторов Инхука. В 1920—30 преподавал в московском ВхутемасеВхутеине (профессор факультета обработки дерева и металла), разрабатывал специальные программы подготовки дизайнеров-универсалов. Как теоретик Р. разделял противоречивые установки конструктивизма (в 1921 — среди его основателей), а затем сторонников ЛЕФа (активный сотрудник журналов "ЛЕФ", 1923—25, и "Новый ЛЕФ", 1927—28) и объединения "Октябрь" (член в 1928—1932); гораздо более плодотворной и многогранной была его практическая деятельность. В 20-е гг. Р. — автор многих проектов оформления складывающегося советского общественного быта, основанных на принципе экономии как материальных возможностей, так и выразительных средств (оформление и мебель рабочего клуба, экспонировавшиеся на Международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925). С 1923 много работал в области книжной и журнальной графики (помимо изданий ЛЕФа, оформлял журналы "Журналист", "СССР на стройке" и др.). Одним из первых применил фотомонтаж ("Про это" В. В. Маяковского, изд. в 1923). Оформил еще 12 книг Маяковского. Как и Маяковский, Р. — среди первых мастеров советской рекламы. Отличительными особенностями графики Р. в целом стали ясность замысла и воплощения, броскость, предельный лаконизм образов, эффектное, пластически четкое сопоставление шрифта и изображения (рекламные плакаты с текстами Маяковского, плакаты к фильмам "Киноглаз" Дзиги Вертова, 1924, "Броненосец „Потемкин“" С. М. Эйзенштейна). В 20-е гг. Р. также часто обращался к театру и кино (например, мебель и костюмы для спектакля "Клоп" по пьесе Маяковского в театре им. В. Э. Мейерхольда в Москве, 1929). В 30-е гг. работал в основном как мастер фотоискусства и оформитель книги. Многочисленные фотоработы Р. сочетают строгую документальность, осязательную предметность изображения с экспрессией композиции и светотеневого решения. Ряд произведений Р. выполнил совместно с женой — В. Ф. Степановой (1894—1958). В 40—50-е гг. Р. — фоторепортер, художник Музея Революции СССР и Дома техники в Москве.

  Лит.: Абрамова А., А. М. Р, "Искусство", 1966, № 11; Волков-Ланнит Л., Александр Р рисует, фотографирует, спорит, (М., 1968).

  Р. О. Антонов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 18:18:54