Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Рерих Николай Константинович

Рерих (далее Р), Р Николай Константинович (27.9(9.10).1874, Петербург, — 13.12.1947, Нагар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия), русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Учился в Петербурге в АХ (1893—97) у А. И. Куинджи и одновременно на юридическом факультете в университете (окончил в 1898), прослушал курс историко-филологического факультета. Совершенствовался в живописи в студии Ф. Кормона в Париже (1900—01). Секретарь общества поощрения художеств (с 1901) и директор Рисовальной школы при нем (1906—18). Действительный член петербургской АХ (с 1909). Член объединения "Мир искусства" (председатель в 1910—19). С конца 1890-х гг. характер творчества Р. во многом определяли его занятия археологией и интерес к языческой славянской и скандинавской старине. Истоки художественного метода Р. — постижение истории в неразрывной связи с вечной природой — ощутимы уже в его ранней работе "Гонец" ("Восста род на род"; 1897, Третьяковская галерея), открывающей цикл "Начало Руси. Славяне". В дальнейшем сюжетная конкретность ранних произведений ("Заморские гости", 1901; "Город строят", 1902; оба в Третьяковской галерее) сменяется стремлением Р. осмыслить прошлое в его символическом созвучии с современностью, представить основные вехи в истории человечества как цепь многократных мировых катаклизмов, как эпизоды некой единой "космической" эволюции ("Небесный бой", см. илл.; "Знамение", 1915, Одесский художественный музей). Зрелой (с середины 1910-х гг.) манере Р., впитавшей влияние позднего Куинджи (преобладание пейзажных мотивов, световые эффекты), воздействие "модерна" (плоскостная орнаментальность, декоративная стилизация), а также византийского и древнерусского искусства (застылость форм, иератичность стаффажных фигур), присущи усиление черт символизма, напряженная эмоциональность образов, лапидарность выразительных средств — четкость, контурность рисунка, контрастность локальных ярких тонов (с 1906 Р. писал темперой; с 20-х гг. — преимущественно синтетическими красками). К 1910-м гг. также относятся работы Р. в области театрально-декорационной живописи (оформление балета "Весна священная" И. Ф. Стравинского, 1913, оперы "Князь Игорь" А. П. Бородина, 1914, — в Русских сезонах С. П. Дягилева) и монументального искусства (эскизы для церковных росписей и мозаик, например в церкви святого Духа в Талашкине, 1914, а также для майоликовых фризов и живописных панно в частных особняках).

  С 1918 Р. жил за рубежом (в начале 20-х гг. в основном — в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно — в Индии). Совершил 2 большие экспедиции (1924—28 и 1934—35) по Центральной и Восточной Азии. Особенно ценна по собранным археологическим и этнографическим материалам была 1-я экспедиция (совместно с женой Е. И. Р и сыном Ю. Н. Ром), дважды пересекшая Центральную Азию из Индии в Сибирь (через Сикким, Кашмир, Гималаи, Каракорум, Таримскую впадину, Джунгарию к озерам Зайсан и Омску) и из Монголии в Индию (через Цайдам, Тибет и Гималаи). Во время пребывания в СССР (1926) посетил Москву, а также Алтай. Центром изучения археологических и этнографических материалов в 1929—42 являлся институт гималайских исследований ("Урусвати"), основанный Р. в Нагаре совместно с сыном Ю. Н. Ром. Для живописи Р. 20—40-х гг. (монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции) характерны эпическое звучание, величественность и романтическая приподнятость образов, впечатляющая острота и вместе с тем ясность форм, особое богатство цветовых эффектов ("Гуга Чохан", 1931, Третьяковская галерея; "Знаки Гэсера", 1940, "Гималаи. Нанда-Деви", 1941, "Тибет. Монастырь", 1942, "Помни", 1945, все 4 произведения — в Русском музее). Некоторым работам Р. этого периода присущ усложненный, нередко претенциозный аллегоризм замысла (что обязано своеобразному мировоззрению Р. с его близостью к буддийской философии, его утопическим надеждам на глобально-мессианскую роль искусства).

  С 20-х гг. Р. вел обширную просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Р. в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). Известны патриотические выступления Р. во время Великой Отечественной войны 1941—45. Значителен вклад Р. в культурное сближение советского и народов. Болезнь не дала Р. возможности вернуться на Родину. Более 400 произведений, исполненных им в Индии, было передано в музеи СССР.

  Соч.: Письмена, М., 1974; Из литературного наследия, М., 1974; Алтай — Гималаи, М., 1974.

  Лит.: Р, П., 1916; Князева В. П., Н. К. Р, 1874—1947, Л. — М., 1963; ее же, Н. Р, М., 1968; Беликов П., Князева В., Р, М., 1972; Полякова Е., Н. Р, (М.), 1973.

  В. А. Марков.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 10:44:15