Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Репульсионный электродвигатель

Репульсионный (далее Р) электродвигатель (от позднелат. repulsio - отталкивание), однофазный двигатель переменного тока с трансформаторной связью между обмотками статора и ротора. На статоре неявнополюсной конструкции имеются две последовательно соединенные обмотки, оси которых образуют угол 90°. Ротор выполнен подобно якорю машины постоянного тока. Щетки коллектора замкнуты накоротко, а щеточную траверзу можно поворачивать относительно оси двигателя. Когда линия щеток направлена вдоль оси одной из обмоток статора, в обмотке ротора, как во вторичной обмотке трансформатора, наводится ток. Этот ток, взаимодействуя с потоком второй обмотки статора, создает момент, приводящий ротор во вращение. Перемещением щеток по коллектору можно изменять вращающий момент от нуля до максимального значения, используя это для пуска в ход, регулирования частоты вращения и реверсирования двигателя. Существуют также Р электродвигатель с одной обмоткой статора. Принцип действия такого Р электродвигатель аналогичен рассмотренному выше, так как магнитный поток обмотки статора можно рассматривать как сумму двух взаимно перпендикулярных потоков. Достоинством Р электродвигатель является возможность регулирования частоты вращения в широких пределах без использования вспомогательной аппаратуры, его недостаток - усложненная конструкция. Р электродвигатель применяются в регулируемых приводах однофазного переменного тока небольшой мощности.

  Лит.: Костенко М. П., Пиотровский Л. М., Электрические машины, 3 изд., ч. 1-2, Л., 1972-73.

  М. Д. Находкин.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 07:38:32