Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Рельсы

Рельсы (далее Р) (англ. rails, множественное число от rail — рельс, от лат. regula — прямая палка, брусок, планка), стальные профилированные прокатные изделия в виде полос; предназначены для движения подвижного состава дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов и вагонеток рудничного транспорта и монорельсовых дорог, крановых тележек, подъемных кранов и др. передвижных, поворотных и вращающихся конструкций.

  Первые металлические Р были изготовлены в Великобритании в 1767. В России чугунные Р для рудничных и заводских путей применены в 1788 (Александровский пушечный завод в Петрозаводске). Со 2-й половины 19 в. начали распространяться катаные стальные Р (в России изготовлялись на Путиловском и др. заводах). Предприятия современного прокатного производства выпускают Р из специальной рельсовой стали, состав которой определен государственым стандартом.

  Р — элементы верхнего строения пути, уложенные на опоры и скрепленные с ними и между собой, образуют рельсовую колею, непосредственно воспринимают давление колес подвижного состава. В СССР приняты 4 типа Р — Р43, Р50, Р65 и Р75 (по округленной массе 1 м). Профиль Р (рис.) сходен с двутавром, размеры регламентированы государственными стандартами. Выбор типа Р зависит от грузонапряженности пути. С середины 50-х гг. выпускают Р длиной 12,5 м; с начала 70-х гг. осуществляется переход на Р длиной 25 м. Для укладки в кривых участках пути производят укороченные Р Основные сведения о Р фиксируют на каждой прокатанной полосе маркировкой. Ж.-д. Р, изготовляемые за рубежом, несколько отличаются от выпускаемых в СССР; сечение профиля в основном также сходное с двутавровым.

  Трамвайные Р производятся аналогично ж.-д., но имеют обычно желобчатый профиль, отличаются большей высотой и площадью поперечного сечения. Выпускают Р длиной 15—18 м; при укладке их обычно сваривают.

  Для рудничного транспорта, передвижных подъемных кранов и их механизмов, поворотных и вращающихся конструкций и агрегатов и т. п. используют Р более легкие, чем для ж.-д. подвижного состава, в некоторых случаях — специального профиля.

  Лит.: Шахунянц Г. М., путь, М., 1969: Чернышев М. А., путь, М., 1974.

  В. И. Тихомиров.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:27:38