Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Рельеф (скульпт.)

Рельеф (далее Р) скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность Р (скульпт.) Важнейшие выразительные средства, присущие Р (скульпт.), — развертывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания иллюзии округлости объемов, тонкая моделировка форм — позволяют воспроизводить в Р (скульпт.) сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы (составляющие характерную особенность многопланового, т. н. живописного, Р (скульпт.)). Р (скульпт.) может включаться в композицию стены, свода, скульптурного памятника и т. д. или быть самостоятельным станковым произведением.

  По отношению к плоскости фона различают углубленный и выпуклый Р (скульпт.) Углубленный Р (скульпт.) (т. н. койланоглиф, или Р (скульпт.) "en ccreux", т. е. вырезанный на плоскости контур) получил применение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике (см. Инталия). Разновидностью углубленного Р (скульпт.) является т. н. контррельеф, также использовавшийся при изготовлении инталий; строго негативный по отношению к выпуклому Р (скульпт.), он был рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа. Выпуклый Р (скульпт.), подразделяющийся, в свою очередь, на низкий — барельеф и высокий — горельеф, значительно более распространен: он известен уже в эпоху палеолита, позднее — в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (Р (скульпт.) на фронтонах, метопах и фризах древнегреческих храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах и т. д.), в эпоху Возрождения и в скульптуре последующего времени. См. также статьи Скульптура, Глиптика, Медальерное искусство.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 18:30:36