Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Регистан (парадная площадь)

Регистан (далее Р) (иран., буквально — место, покрытое песком, от peг — песок и стан — место; тадж. регистон), наименование парадных площадей в городах Среднего Востока. Наиболее известен Р (парадная площадь) в Самарканде шедевр градостроительного искусства Средней Азии 15—17 вв. Первое архитектурное оформление самаркандского Р (парадная площадь) относится в основном к 1-й половине 15 в., когда квадратное пространство площади было обстроено по периметру группой монументальных зданий. На западной стороне в 1417—20 было сооружено медресе Улугбека — прямоугольное здание с 4-айванным двором, 2 этажами келий, обширными аудиториями и мечетью; по углам — минареты; с восточной стороны — громадный портал. Его стены почти сплошь покрыты богатейшим декором: орнаментальные мозаики из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики; мраморные панели. На восточной стороне в 1424 была воздвигнута ханака Улугбека, на сев. — в 1420-е гг. построен караван-сарай Мирзой, а на южной — в 1430-е гг. сооружены мечети Алике Кукельташа и Масджиди-Мукатта. В 1510-е гг. к Ю. от площади было выстроено медресе Абу-Саид-хана. Однако на протяжении 16 в. постройки Р (парадная площадь) пришли в упадок, часть зданий снесли и в 1-й половине 17 в. здесь были осуществлены большие перестройки. В 1619—1635/36 напротив медресе Улугбека, взамен ханаки, было воздвигнуто медресе Шир-Дор ("Тигров имеющее", зодчий Лбул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас; см. илл.). Его стены отделаны цветными поливными кирпичиками, майоликовыми плитками и мозаикой из резной керамики. Над главной аркой на орнаментальном фоне помещено парное мозаичное изображение тигра (отсюда название), нападающего на лань, и лучистого солнца. В 1646/47 — 1659/60 на месте караван-сарая Мирзой было возведено медресе Тилля-Кари ("Покрытое снаружи также богато отделанное мозаикой, а в интерьере украшенное росписью с обильным применением (отсюда название). Эти пышно орнаментированные здания, ограничивающие пространство площади с 3 сторон, создают ансамбль благодаря использованию градостроительного приема "кош" (медресе Улугбека зеркально повторено в медресе Шир-Дор), а также применению системы простых и четких пропорциональных отношений. Величественное звучание ансамбля в значительной мере создается ритмом крупных форм составляющих его сооружений. Высокие, рационально организованные, насыщенные ярким декором здания Р (парадная площадь) эффектно выделялись на общем фоне низкой, тесной застройки города, утверждая его центр — узел схождения главных уличных артерий.

  Лит.: Массон М. Е., Р и его медресе, Таш., 1926; Крюков К. С., Р. (Памятник архитектуры), 4 изд., Таш., 1970. См. также лит, при ст. Самарканд.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 16.04.2024 07:27:19