|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Реализм (в литературе и искусстве) | Реализм (далее Р) в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства Р (в литературе и искусстве) принимает конкретные формы определенных творческих методов (см. Метод художественный) — например просветительский Р (в литературе и искусстве), критический Р (в литературе и искусстве), социалистический Р (в литературе и искусстве) Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.
В марксистско-ленинской теории искусства нет единого, установившегося определения как хронологических границ Р (в литературе и искусстве), так и объема и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить две основные концепции. Согласно одной из них, Р (в литературе и искусстве) представляет собой основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественные познания ее важных сторон и качеств, в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период Р (в литературе и искусстве) приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчетливо выраженной тенденции, то в законченный метод, определяющий художественную культуру своего времени.
Представители др. точки зрения на Р (в литературе и искусстве) ограничивают его историю определенными хронологическими рамками, видя в нем исторически и типологически конкретную форму художественного сознания. В этом случае начало Р (в литературе и искусстве) связывается либо с эпохой Возрождения, либо с 18 в. Наиболее полное раскрытие специфических черт Р (в литературе и искусстве) в прошлом усматривается в критическом Р (в литературе и искусстве) 19 в.; новый высший этап Р (в литературе и искусстве) представляет в 20 в. социалистический реализм. Характерным признаком Р (в литературе и искусстве) в этом случае считается способ обобщения жизненного материала, называется типизацией в соответствии с характеристикой, данной Ф. Энгельсом в связи с анализом реалистического романа: "... типичные характеры в типичных обстоятельствах" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 35). Р (в литературе и искусстве), т. о., исследует социальную действительность и личность человека в его нерасторжимом единстве с общественными отношениями. Такая трактовка понятия Р (в литературе и искусстве) вырабатывалась главным образом на материале истории литературы, в то время как первая — на материале преимущественно пластических искусств.
Какой бы точки зрения ни придерживаться, несомненно, что реалистическое искусство располагает необычайным многообразием способов подхода к действительности, способов обобщения, стилистических форм и приемов. Р Дж. Боккаччо и реализм Г. Мопассана, А. Дюрера и О. Домье, А. С. Пушкина и В. В. Маяковского, К. С. Станиславского и Б. Брехта существенно отличаются друг от друга, свидетельствуя о широчайших возможностях глубоко объективного освоения исторически изменяющегося мира художественными средствами. Однако любой реалистический метод характеризуется последовательной направленностью на познание и раскрытие противоречий действительности, которая, в данных исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому отражению. В этом смысле Р (в литературе и искусстве) свойственна убежденность в познаваемости сущности объективно-реального мира средствами искусства.
Формы и приемы отражения действительности в реалистическом искусстве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, которое с необходимостью присуще реалистической тенденции и составляет характерную особенность всякого реалистического метода, по-разному выражается в романе и лирическом стихотворении, в исторической картине и пейзаже, художественном фильме и мультипликации. Изображение жизни в формах самой жизни, считающееся некоторыми советскими эстетиками специфическим признаком Р (в литературе и искусстве), в действительности широко распространено в реалистическом. искусстве, порой доминирует, но не является обязательным признаком реалистического метода, особенно если эту формулу трактовать как требование адекватности образа эмпирическому облику явлений действительности. Не всякое изображение внешних фактов действительности реалистично. Эмпирическая достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существенных сторон действительности, которая порой требует для выявления тех или иных граней ее глубинного содержания резкой гиперболизации, заострения, гротескной утрировки "форм самой жизни". Самые различные условные приемы и образы неоднократно являлись средством точного и выразительного раскрытия жизненной правды (например, в творчестве Ф. Рабле, Ф. Гойи, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Довженко, Брехта), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имеет адекватного выражения в каком-либо одном единичном факте или предмете.
Художественная правда включает в себя две стороны, нерасторжимо связанные между собой: объективное отражение существенных сторон жизни и истинность эстетической оценки, т. е. соответствие присущего данному искусству общественно-эстетического идеала таящимся в действительности потенциям поступательного развития. Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетической оценки. Наиболее глубоких и художественно-гармонических результатов реалистическое искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетической истины находятся в органическом единстве, как, например, в портретах Х. Рембрандта, поэзии Пушкина, романах Л. Н. Толстого. Художник-реалист в своих произведениях является не просто летописцем жизни, но осуществляет по отношению к ней "поэтическое правосудие" (см. Ф. Энгельс, там же, т. 36, с. 67), т. е. выносит, как выражался Н. Г. Чернышевский, свой приговор. Здесь коренится основа тенденциозности Р (в литературе и искусстве) Там, где тенденция не вытекает "из обстановки и действия" (см. Ф. Энгельс, там же, с. 333), а привносится в произведение извне, возникает чуждый Р (в литературе и искусстве) дидактизм или внешняя декларативность. С проблемой идеала в реалистическом искусстве тесно связан и вызывающий в науке острые споры вопрос о соотношении Р (в литературе и искусстве) и романтизма. Не отрицая наличия особого романтического метода в искусстве, следует подчеркнуть, что романтика является отнюдь не чем-то противоположным Р (в литературе и искусстве), но зачастую его неотъемлемым качеством. Особенно очевидно это в искусстве социалистического Р (в литературе и искусстве)
Относительно отдельных родов художественного творчества, которые не воспроизводят чувственно воспринимаемых форм действительности, как, например, музыка и архитектура, проблема Р (в литературе и искусстве) прояснена еще недостаточно. Поскольку любая трактовка сущности Р (в литературе и искусстве) невозможна вне категории истины, возникает вопрос — в чем можно видеть правдивость т. н. выразительных искусств. Попытка истолковать, например, Р (в литературе и искусстве) в архитектуре как "правдивость" выражения функции и конструкции в форме несостоятельна, ибо проблема переводится здесь из плана отражения действительности в художественном образе в план конструктивной логики. По-видимому, путь решения проблемы Р (в литературе и искусстве) в зодчестве или музыке лежит в подходе к произведениям этих видов искусства как к своеобразным эстетическим моделям действительности. Модель по форме может быть абсолютно не сходна с оригиналом, но она должна быть адекватной ему по содержанию. "Выразительные" искусства моделируют объективную действительность или социально-психологический строй личности. Так, Р (в литературе и искусстве) в музыке определяется правдивостью отражения таких чувств, настроений, переживаний в их становлении, развитии и смене, которые соответствуют эстетическому идеалу эпохи.
Как бы ни были широки и многообразны возможности и варианты реалистических методов в искусстве, они отнюдь не беспредельны. Там, где художественное творчество отрывается от реальной действительности, уходит в своеобразный эстетический агностицизм, отдается субъективистскому произволу, как в современном модернизме, там уже нет места Р (в литературе и искусстве) Попытки ревизионистской эстетики (Р (в литературе и искусстве) Гароди, Э. Фишер) утвердить идею "реализма без берегов" имеют своей целью затушевать противоположность Р (в литературе и искусстве) и упадочного буржуазного искусства. В современную эпоху борьба идеологий в сфере художественного творчества выражается в противоборстве Р (в литературе и искусстве) и декадентского модернизма, Р (в литературе и искусстве) и массового искусства (см. "Массовая культура"), воинствующе буржуазного по содержанию, но ради доступности охотно имитирующего реалистические формы изображения. Ревизионизм в эстетике в своих определениях Р (в литературе и искусстве) игнорирует критерий истины, тем самым снимая всякую возможность его объективного определения.
Но современный Р (в литературе и искусстве), так же как и Р (в литературе и искусстве) прошлого, не всегда предстает в "химически чистом" виде. Реалистические тенденции зачастую пробиваются в борьбе с тенденциями, тормозящими или ограничивающими развитие Р (в литературе и искусстве) как целостного метода. Так, например, живая правда действительности противоречиво переплетается с религиозным спиритуализмом и мистикой в ряде произведений готического искусства. При этом далеко не всегда можно механически отделить реальное начало от чуждых ему эстетических принципов. Нередко наблюдаются художественные образования, в которых одновременно существуют и реалистические и не связанные с Р (в литературе и искусстве) черты (например, символистические тенденции в творчестве М. А. Врубеля или А. А. Блока), находящиеся в творчестве самого художника в нерасторжимом единстве. Так, у раннего Маяковского глубоко правдивый в основе своей протест против буржуазного обывательского мира органически связан с футуристической стилистикой. В ряде случаев может возникнуть противоречие между субъективистским восприятием действительности и правдивостью общественно-эстетического идеала художника, что характерно, например, для ряда современных прогрессивных художников капиталистических стран. Нередко это противоречие разрешается победой реалистического начала в их творчестве (например, преодоление сюрреализма П. Элюаром и Л. Арагоном, драмы абсурда А. Адамовым).
Реалистическое искусство часто бывает "умнее" своего творца: правдивое раскрытие действительности приводит к "победе" Р (в литературе и искусстве) над социальными иллюзиями и политическим консерватизмом, как это, в частности, показали Ф. Энгельс на примере Бальзака (см. там же, т. 37, с. 37) и В. И. Ленин на примере Л. Толстого. Искусство того или иного художника может быть порой глубже, правдивее, богаче его социально-политических и философских взглядов, отмеченных сложными противоречиями (например, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский). Однако отсюда нельзя делать вывод, будто художественное творчество не зависит от мировоззрения автора. В большинстве случаев Р (в литературе и искусстве) связан с передовыми социальными движениями, возникает как художественное выражение прогрессивных потенций общества. Ему зачастую свойственна открытая тенденциозность в выражении общественных идей, что отчетливо видно в высших проявлениях критического Р (в литературе и искусстве) 19 в. и в особенности в Р (в литературе и искусстве) социалистическом, специфика которого требует последовательной партийности.
Социальная почва Р (в литературе и искусстве) исторически изменчива. Но подъем реалистического искусства, как правило, совпадает с периодами широких связей художественной культуры с народными массами. Это не означает, что Р (в литературе и искусстве) всегда выражает непосредственные интересы трудящихся. Однако поскольку именно Р (в литературе и искусстве) доступен разносторонний охват жизни народа, важных общественных вопросов, ему в высокой мере присуще качество народности.
Поскольку любая историческая форма Р (в литературе и искусстве) более всего открыта определенным сторонам и аспектам действительности, чутка к тем или иным граням идеологии и психологии своей эпохи, она неизбежно оказывается исторически ограниченной. И эта ограниченность выступает каждый раз как внутренне присущая ей односторонность. Так, искусство высокого Ренессанса "слепо" к общественным антагонизмам и, наоборот, особенно охотно улавливает свойственные времени утопические мечты о социальной гармонии. Роман же критического Р (в литературе и искусстве) 19 в., объективно проникая в жизнь буржуазного общества, дал несравненные образцы художественного исследования социальных антагонизмов и сложной диалектики человеческих характеров. Т. о., задача анализа реалистического искусства заключается не в том, чтобы механически отграничить его от некоего абстрактного "антиреализма". Такая позиция вульгарна и догматична. Диалектика изучения Р (в литературе и искусстве) требует раскрытия его внутреннего содержания, где нерасторжимы и завоевания в познании действительности, и исторически обусловленная ограниченность. В этом плане и может быть обнаружена логика "художественного прогресса", подводящая в конце концов к искусству социалистического Р (в литературе и искусстве)
Г. А. Недошивин.
Р 19—20 вв. В своем исторически конкретном значении термин "Р (в литературе и искусстве)" обозначает направление литературы и искусства, возникшее в 18 в., достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом Р (в литературе и искусстве) 19 в. и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с др. направлениями в 20 в. (вплоть до современности).
В литературе ряд существенных черт Р (в литературе и искусстве) проявился в эпоху Возрождения, в первую очередь у М. Сервантеса и У. Шекспира, особенно в изображении характеров; классицизм 17 в. разработал метод четкой типизации характеров; однако интенсивное развитие Р (в литературе и искусстве) происходит позднее, в связи со становлением буржуазного общества. В 18 в. литература демократизируется — в противовес предшествующей литературе, отражавшей по преимуществу жизненный уклад и идеалы феодальных верхов, она избирает главными героями не монархов и вельмож, а людей среднего состояния — купцов, горожан, солдат, моряков и т.п., показывая их в повседневной практической деятельности, в семейном быту. Р (в литературе и искусстве) 18 в. проникнут духом просветительской идеологии (см. Просвещение). Он утверждается прежде всего в прозе; все более определяющим жанром литературы становится роман — прозаическое повествование о судьбах обыкновенных людей, эпос частной жизни. Наиболее значительные реалистические романы в 18 в. созданы в Великобритании (Д. Дефо, С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллетт, Л. Стерн), (А. Ф. Прево, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо), (ранний И. В. Гете). Вслед за романом возникает буржуазная, или мещанская драма (в Великобритании — Дж. Лилло, во — Дидро, в — Г. Э. Лессинг, молодой Ф. Шиллер). Р (в литературе и искусстве) 18 в. верно воссоздал обыденную жизнь современного общества и отразил его социальные и нравственные конфликты; однако изображение характеров в нем было прямолинейным и подчинялось моральным критериям, резко разграничивавшим добродетель и порок. Лишь в отдельных произведениях изображение личности отличалось сложностью и диалектической противоречивостью (Филдинг, Стерн, Дидро).
В начале 19 в. романтизм несравненно глубже, чем просветительский Р (в литературе и искусстве) 18 в., изобразил внутренний мир человека, выявляя конфликты и антиномии личности, открывая ее "субъективную бесконечность". Романтизм также внедрил в искусство принцип историзма и народности.
Возникший в 30-е гг. 19 в. критический Р (в литературе и искусстве) имел генетические связи с романтизмом; оба направления объединяло разочарование в итогах буржуазной революции и отрицательное отношение к утвердившемуся капиталистическому строю. Стендаль и О. Бальзак во Ч. Диккенс в Великобритании создали панорамные полотна жизни буржуазного общества, обнажая "скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий" (Бальзак) и улавливая их социальную основу. Н. В. Гоголь в России изобразил кризис всего поместно-крепостнического строя. Ведущим жанром реалистической литературы остается роман. Его действие концентрируется вокруг таких мотивов, как борьба за самоутверждение личности в собственническом мире, махинации дельцов, бедствия обездоленных. Р (в литературе и искусстве) показал растлевающее влияние материальных благ на нравы, разрушение естественных связей между людьми, превращение брака в коммерческую сделку. Критический дух Р (в литературе и искусстве) 1-й половине 19 в. не означал, однако, отсутствия положительных идеалов у писателей; сила их критики обусловлена присущим им гуманизмом и верой в прогресс.
В середине 19 в. Р (в литературе и искусстве) изменяется. Если у Стендаля, Бальзака и Диккенса человек мог противостоять неблагоприятным условиям, то во 2-й половине века Р (в литературе и искусстве) на Западе изображает преимущественно отчуждение личности, ее нивелировку, утрату характера, воли, сопротивляемости среде, что особенно выразительно показано У. Теккереем и Г. Флобером. Однако этому отчуждению отчасти в Великобритании (Дж. Элиот), но особенно в России (Тургенев, Л. Толстой) противостояло утверждение высокой человечности, борьба за гуманные идеалы. Глубина философской проблематики в творчестве Толстого и Достоевского, широчайший охват социальной действительности, сострадание к судьбам "униженных и оскорбленных", тонкость психологического анализа поставили этих писателей и вместе с ними всю русскую литературу на вершину Р (в литературе и искусстве) 19—20 вв.
В последнюю треть 19 в. история литературы на Западе прошла под знаком натурализма, крупнейшим представителем которого был Э. Золя.
Если в романе различные степени и формы Р (в литературе и искусстве) существовали начиная с 30-х гг., то в драме долго преобладал романтизм. Переход к Р (в литературе и искусстве) стремились осуществить П. Меримо ("Жакерия"), Пушкин ("Борис Годунов"), Г. Бюхнер ("Смерть Дантона"); однако их пример в то время не нашел последователей. "Ревизор" (1836) Гоголя долго оставался одиноким явлением. Период развития реалистической драмы в России начался лишь во 2-й половине 50-х гг. (А. Н. Островский), а на Западе — в 70—80-е гг. (Г. Ибсен).
В 80-е гг. в творчестве А. П. Чехова зарождается новая форма Р (в литературе и искусстве) — с предельным устранением авторских оценок, совершенно объективным изображением повседневной действительности. Вместе с тем Чехов поднялся над натуралистическим бытописательством в силу глубокого лиризма, присущего его творчеству и, оставаясь подлинным гуманистом, выразил отношение к существующим общественным условиям посредством скептической усмешки, горького юмора.
На рубеже 19 и 20 вв. Р (в литературе и искусстве) Роллан на Западе и М. Горький в России сочетали объективный Р (в литературе и искусстве) с гуманистическим пафосом. Они искали решение вечных вопросов в социальной действительности и активном гуманизме, смыкающемся с передовыми общественно-политическими движениями. Творчество М. Горького вышло уже за пределы демократического Р (в литературе и искусстве); пролетарский писатель становится основоположником социалистического Р (в литературе и искусстве), явившегося новым этапом в развитии мирового искусства (см. Социалистический реализм). От конца 19 в. до 1-й мировой войны 1914—18 развивались традиции Р (в литературе и искусстве) 19 в., критическое отношение к капиталистическому обществу и демократический гуманизм (Роллан, Горький, Дж. Голсуорси, Т. Драйзер, Г. Манн, Т. Манн и др.). В период от Октябрьской революции 1917 и конца 1-й мировой войны до 2-й мировой войны 1939—45 традиции гуманистического Р (в литературе и искусстве) продолжают как названные писатели, так и новое поколение; ужасы мировой бойни породили значительную антивоенную литературу (А. Барбюс, Я. Гашек, Э. М. Ремарк, Р (в литературе и искусстве) Олдингтон и др.). В 20-е и 30-е гг. усиление фашизма и рост военной опасности вызвали к жизни антифашистскую и антимилитаристскую литературу (Л. Фейхтвангер, А. Цвейг и др.). Влияние Октябрьской революции 1917 обусловило приближение к идеям социализма ряда буржуазных писателей (Т. Манн, Г. Манн, Р (в литературе и искусстве) Мартен дю Гар и др.). Развитие социалистического Р (в литературе и искусстве) в СССР стимулировало аналогичные тенденции в др. странах (Р (в литературе и искусстве) Фокс в Великобритании, М. Андерсен-Нексе в Дании, И. Бехер, А. Зегерс, В. Бредель в и др.).
Для судеб Р (в литературе и искусстве) имел значение опыт крупных писателей, отклонивших традиционные формы Р (в литературе и искусстве): скрупулезный анализ психики у М. Пруста и "поток сознания" у Дж. Джойса, открывшие новые возможности отражения внутренней жизни личности; экспериментаторское формотворчество Дж. Дос Пассоса, стремившегося сочетать традиционное "биографическое" повествование, внутренний монолог, коллаж из газетных заголовков, "кинохронику"; причудливая трансформация и синтез повествовательных форм У. Фолкнера.
Экспериментаторство, новаторское формотворчество, было и в социалистическом Р (в литературе и искусстве) 20—30-х гг.; здесь оно имело целью найти формы, адекватно передающие бурный, революционный характер времени. В поэзии Маяковский, И. Л. Сельвинский, в прозе В. В. Иванов, в драме В. В. Вишневский прибегали к крайним экспрессивным формам, ломая привычные жанры и их стилистику. Одновременно др. течение в социалистическом Р (в литературе и искусстве) продолжало традиции русской классики и М. Горького: А. А. Фадеев, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Л. М. Леонов, К. А. Федин и др.
В середине 20 в. Р (в литературе и искусстве) остается наиболее продуктивным методом мировой литературы: в литературе капиталистических стран продолжает развиваться критический Р (в литературе и искусстве); в духе социалистического Р (в литературе и искусстве) развивается литература социалистических стран, возникших после 2-й мировой войны.
В послевоенные десятилетия приобрели широкую популярность писатели-реалисты, начавшие деятельность значительно раньше, — Ф. Мориак, Б. Брехт, И. Во, Г. Грин и др.; тогда же появляется поколение новых последователей Р (в литературе и искусстве): А. Миллер, Н. Мейлер, Дж. Джонс, Дж. Сэлинджер, Дж. Чивер, С. Беллоу (США), Дж. Кэри, Ч. П. Сноу (Великобритания), Г. Белль, Г. Грасс, З. Ленц (ФРГ) и др. Ветвью Р (в литературе и искусстве) является документальная литература: в драме — Р (в литературе и искусстве) Хоххут (ФРГ), в прозе — Т. Капоте (США) и др.
Продолжаются и эксперименты с повествовательной формой в целях максимального приближения ее к непосредственному "потоку событий" и потоку сознания (например, "новый роман" во подчас приближающийся к опасной грани чистого субъективизма).
Как литературный стиль термин "Р (в литературе и искусстве)" означает своеобразие речевых средств, применяемых в произведениях, следующих реалистическому методу. Язык литературы на протяжении многих веков был особым, "поэтическим": художественные произведения почти во всех жанрах долго создавались в стихах, но главное — сама речь была украшена фигурами (см. Фигуры стилистические) и тропами, что в сочетании с особым ритмом должно было отличать литературу от обыденной речи. Хотя прозаические повествования возникают сравнительно рано, они долго остаются в пределах условных речевых форм, более или менее отдаленных от повседневного языка. Введение живой разговорной речи было одним из первых элементов реалистического стиля. Однако хотя у Боккаччо, Рабле, Сервантеса лексика во многом уже является бытовой, синтаксический строй языка и в особенности подчинение его нормам риторики еще не делают речь подлинно реалистической. Лишь в 18 в. живая разговорная речь начинает утверждаться в литературе (при значительном сохранении элементов риторики). Но даже в произведениях Диккенса и Бальзака речь является литературной и носит печать романтической приподнятости. Стендаль первым в 19 в. отказывается от риторических красот, прибегая к точному, подчеркнуто "сухому" языку как в авторских описаниях, так и в речах персонажей. В России Пушкин дает первые образцы живой прозаической речи, лаконичной и точной, воспроизводящей естественный строй бесед, сохраняющей живые интонации; с этого времени можно говорить о реалистическом стиле в подлинном смысле слова. В каждой из национальных литератур по мере утверждения Р (в литературе и искусстве) как литературного направления развивается и соответствующий ему литературный стиль. Реалистический стиль заключается как в естественности речи, соответствующей нормам живого разговорного языка (при этом процесс этот двоякий: литература вбирает живую речь, но в свою очередь создает нормы современной языковой культуры), так и в том, что характеристика персонажа непременно дополняется речевой характеристикой — воспроизведением индивидуальных и социальных особенностей речи персонажа. Нормы литературного языка, созданные русскими классиками 19 в., до сих пор сохраняют свою силу, хотя, конечно, за это время произошли и перемены в языковой культуре, которые отразились в новейшей литературе. 20 в. принес некоторое обновление литературного языка и на Западе; так, Э. Хемингуэй стремился очистить язык от всего лишнего, сделать его предельно лаконичным и вместе с тем многозначным (в этом суть "честной прозы", культивируемой писателем). Наряду с этой тенденцией в литературном стиле 20 в. наблюдается и возрождение поэтизмов (троп, метафор, экспрессивной образности) в прозаической речи; эту манеру представляют И. Бабель, У. Фолкнер, М. Астуриас и др.
А. А. Аникст.
В странах Востока элементы реалистического метода в собственном смысле возникают в литературах, переживающих эпоху т. н. восточного Возрождения (особенно в иранской поэзии 12—15 вв., в повествовательной прозе позднесредневековой китайской литературы и др.). Р (в литературе и искусстве) просветительский, а затем критический оформился в восточных литературах (китайской, японской, иранской, турецкой, арабской и др.) позже, чем на Западе, причем не только в результате внутренней общественно-литературной эволюции, но и под прямым воздействием западных, а затем и русской литератур. В мировой фонд реалистической литературы вошли многие произведения писателей Востока: Лу Синя, Акутагавы Рюноскэ, С. Хедаята, Тахи Хусейна, Р (в литературе и искусстве) Тагора, М. Ф. Ахундова и др.
И. С. Брагинский.
В театре просветительский Р (в литературе и искусстве) нашел выражение в творчестве таких актеров конца 17—18 вв., как Т. Беттертон, Дж. Гаррик в Великобритании, И. Л. Дмитриевский в России, В. Богуславский в Польше и др. Развитие сценического Р (в литературе и искусстве) в России в 19 в. в значительной мере определялось русской драматургией — произведения Пушкина, А. С. Грибоедова, Гоголя, позднее А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина, Л. Толстого, Чехова. Эстетические принципы Пушкина и Гоголя лежали в основе творчества великого русского актера М. С. Щепкина, преодолевшего ограниченность связанного с классицизмом просветительского Р (в литературе и искусстве), впервые последовательно осуществившего принципы сценического перевоплощения. На основе драмы русского критического Р (в литературе и искусстве) выросло также искусство целой плеяды актеров реалистической школы, связанной в первую очередь с Малым театром в Москве (Садовские, Л. П. Косицкая, И. В. Г. Н. Федотова и др.) и Александринским театром в Петербурге (И. И. Сосницкий, А. Е. Мартынов, В. В. Самойлов, позднее М. Г. Савина и др.). Русский сценический Р (в литературе и искусстве) не был резко отделен от романтизма, что на рубеже 19—20 вв. сказалось, например, в творчестве великой русской трагической актрисы М. Н. Ермоловой, в деятельности выдающегося актера и режиссера А. П. Ленского.
Утверждение Р (в литературе и искусстве) в театре 19 в. вело к изменению не только метода актерского творчества в направлении все более полного и жизненно правдивого воссоздания образа героя, но и к изображению на сцене конкретно-исторической социальной обстановки. Отсюда возникло стремление к ансамблю, к использованию всех компонентов театра — организации сценического пространства, декорационного оформления, цвета и света, звуковой партитуры. Это вызвало во 2-й половине 19 — начале 20 вв. рождение режиссуры как специфического и важнейшего (наряду с драматургией и актерским искусством) элемента театра. Стремление к исторической точности отличало постановки Ч. Кипа в Великобритании, спектакли Мейнингенского театра в Попытки театральных реформ, способствовавшие укреплению позиций сценического Р (в литературе и искусстве), предпринимались также "Свободным театром" А. Антуана во "Независимым театром" в Великобритании, "краковской школой", сформировавшейся под руководством С. Козьмяна в Польше, и др. Среди выдающихся актеров-реалистов в западно-европейском театре — Э. Росси, Т. Сальвини, Э. Дузе (Италия), Б. К. Коклен ( А. Макреди (Великобритания) и др.
Наиболее полное и цельное воплощение принципы театрального Р (в литературе и искусстве) получили в новаторской деятельности Московского Художественного театра (МХТ). В режиссуре МХТ, представленной прежде всего его основателями К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко, и в актерском искусстве (в МХТ была воспитана плеяда выдающихся мастеров — И. М. Москвин, В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, Л. М. Леонидов и др.) нашли свое утверждение высшие проявления Р (в литературе и искусстве), связанные с принципами школы "переживания", основанные на раскрытии органического процесса творчества актера — создателя образа. В искусстве МХТ критический Р (в литературе и искусстве) эволюционировал к Р (в литературе и искусстве) социалистическому. Это сказывалось не только в "правде переживания артистического чувства" (К. С. Станиславский), но и в создании целостного образа времени, предвещавшего революционные потрясения. Творческая программа МХТ с наибольшей ясностью воплотилась в постановке пьес А. П. Чехова и М. Горького.
Б. И. Ростоцкий.
В музыке о Р (в литературе и искусстве) как творческом методе правомерно говорить только тогда, когда композитор конкретизирует музыкальные образы с помощью слова, сценического действия или же зрительных и смысловых ассоциаций, связанных с опорой на бытовые и синтетические (в т. ч. театральные) жанры. Реалистические тенденции (живые наглядные картины быта и природы, психологически конкретные зарисовки человеческих характеров) проявляются уже в эпоху Возрождения, получают развитие в музыке барокко и классицизма; в 18 в. они ярко выступают в таких демократических музыкально-театральных жанрах, как итальянская, французская и русская комическая опера, австрийский и немецкий зингшпиль. В 1-й половине 19 в. композиторы-романтики (Ф. Шуберт, Р (в литературе и искусстве) Шуман, Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Ф. Лист) углубили характеристичность музыки, усилили ее национальную и историческую конкретность. Во 2-й половине 19 в. Ж. Визе ("Кармен"), Дж. Верди ("Отелло", "Фальстаф"), частично Р (в литературе и искусстве) Вагнер ("Нюрнбергские мейстерзингеры") и др. авторы создают социально типизированные, психологически многогранные образы, что знаменует собой формирование в западно-европейской музыке Р (в литературе и искусстве) как самостоятельного творческого метода. Еще ранее этот метод (в виде критического Р (в литературе и искусстве)) утвердился в русской музыке (романсы и "Русалка" А. С. Даргомыжского). В его подготовке огромную роль сыграли достижения М. И. Глинки в музыкальном изображении народной жизни ("Иван Сусанин" и др.). Вершинами Р (в литературе и искусстве) в музыке стали произведения композиторов "Могучей кучки" — М. П. Мусоргского, А. Г. Бородина, отчасти Н. А. Римского-Корсакова (сохранявшего черты романтизма) и П. И. Чайковского (также частично близкого романтизму), создавших правдивые и разносторонние музыкальные образы-типы, опирающиеся на характерные интонации и другие выразительные средства народной песни, бытовой музыки, речи и т.д. Эти достижения музыкального Р (в литературе и искусстве) послужили той основой, на которой начиная с 20-х гг. 20 в. в советской музыке (как и в творчестве некоторых зарубежных композиторов) происходит становление и развитие социалистического Р (в литературе и искусстве)
А. Н. Сохор.
В изобразительном искусстве истоки метода критического Р (в литературе и искусстве) прослеживаются с 18 в. Обращение к повседневной жизни простых людей, пристальное внимание к индивидуальным характерам, сатирическое изображение общественных нравов в творчестве художников, связанных с "третьим сословием" (Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Грез, Ж. А. Гудон во У. Хогарт в Великобритании, Д. Н. Ходовецкий в были обусловлены идеями Просвещения. Интерес к человеку во всем его реальном своеобразии обнаруживается и в портрете эпохи классицизма (Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр во Особое место в становлении метода Р (в литературе и искусстве) занимает творчество Ф. Гойи, как открывающего живую поэзию в окружающем мире, так и прокладывающего новые пути беспощадному анализу социальных противоречий. Гойя становится одним из основоположников открыто обличительного искусства. В конце 18 — 1-й трети 19 вв., в период утверждения романтизма, развитие изобразительного искусства отмечено дальнейшим укреплением реалистических тенденций в портрете, бытовом жанре и пейзаже. Во Т. Жерико и Э. Делакруа обращаются непосредственно к натуре, к живой действительности во всем кипении ее драматических конфликтов. На этой почве вырастает искусство О. Домье, особенно глубоко раскрывающее драматизм современной жизни. Стихийный антибуржуазный пафос романтиков Домье превращает в последовательное исследование антагонистического общества. К. Коро и мастера барбизонской школы (Т. Руссо, Ш. Ф. Добиньи и др.), постигая природу в ее самых непритязательных состояниях и мотивах, своими завоеваниями в области пленэра определяют дальнейшее развитие реалистического пейзажа. В России в 1-й половине 19 в. тенденции Р (в литературе и искусстве) присущи портретам О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г. Венецианова, пейзажам С. Ф. Щедрина.
Сознательное следование принципам Р (в литературе и искусстве), во многом подготовленное творчеством К. П. Брюллова, характеризует творчество А. А. Иванова, сочетающего непосредственное изучение натуры с глубокими философскими обобщениями, и особенно П. А. Федотова, повествующего о жизни "маленького человека" и дающего критическую оценку нравов крепостнической России. Обличительный пафос работ Федотова отводит ему место родоначальника русского демократического Р (в литературе и искусстве) 2-й половины 19 в. Процесс становления критического Р (в литературе и искусстве) шел повсеместно. В он выражается в искусстве бидермейера и близких ему мастеров (Г. Ф. Керстинг, И. П. Хазенклевер, Л. Ф. Райский, К. Блехен, К. Шпицвег и др.), принимая форму камерной поэтизации обыденного уклада жизни. В Польше он проявляется в романтически приподнятом творчестве П. Михаловского. В Великобритании этот процесс отмечен победами реалистического пейзажа у Дж. Констебла; отчасти затрагивает он и некоторых прерафаэлитов (Х. Хант, Ф. М. Браун). Ко 2-й половине 19 в. Р (в литературе и искусстве) достигает зрелости, развившись во всем многообразии национальных и стилистических вариантов. Всем им, однако, присущи общие признаки метода Р (в литературе и искусстве): конкретная достоверность в воспроизведении действительности, внимательное исследование окружающего мира, его разнообразных проявлений, утверждение эстетической ценности повседневной жизни, открыто-социальная направленность, выражающаяся в анализе общественных явлений и социально обусловленного человеческого характера, трактовка действительности как временного потока (последнее противоположно классицизму с его культом завершенности, статичности бытия). Наиболее полно принципы критического Р (в литературе и искусстве) раскрываются в живописи и России. Крупнейший представитель Р (в литературе и искусстве) в середине 19 в. — Г. Курбе, демонстративно называвший свою программную выставку 1855 "Павильон реализма". Смелое, подчеркнуто естественное, не боящееся жизненной прозы искусство Курбе было враждебно встречено буржуазной публикой, справедливо усмотревшей в Р (в литературе и искусстве) художественное воплощение демократических идей. Созвучие эпохе с ее обыденными или драматическими явлениями, непредвзятость в воссоздании окружающей жизни характерны для воспевающих крестьянский труд жанровых картин Ж. Ф. Милле, для композиций на современные, часто актуальные темы Э. Мане, а затем для творчества мастеров импрессионизма, не только добившихся важнейших завоеваний в реалистической передаче природы, но и утвердивших художественную ценность повседневной жизни современного города (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей). В области скульптуры Р (в литературе и искусстве) в 19 в. не получает столь широкого развития, как в живописи и графике, и выдвигает лишь отдельных значительных мастеров (О. Роден во К. Менье в Бельгии). Во 2-й половине 19 в. в рус. живописи утверждение Р (в литературе и искусстве) неразрывно связано с демократическим подъемом общественной мысли: пристальное изучение натуры, глубокое сочувствие к жизни и судьбе народа сочетаются здесь с последовательной идейной направленностью, с обличением буржуазно-крепостнического строя. Блестящая плеяда мастеров-реалистов в последней трети 19 в. объединяется в группу передвижников: В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан и др., окончательно укрепивших позиции Р (в литературе и искусстве) в бытовом жанре, историческом жанре, портрете и пейзаже. Крупных представителей Р (в литературе и искусстве) выдвигают в это время и др. национальные школы: А. Менцеля и В. Лейбля в М. Мункачи в Венгрии, И. Манеса и К. Пуркине в Чехии, У. Хомера и Т. Эйкинса в США. В конце 19 — начале 20 вв. традиции критического Р (в литературе и искусстве) продолжаются в творчестве таких значительных мастеров, сохраняющих прочные связи с демократическим движением, как Т. Стейнлен, А. Бурдель во М. Либерман, М. Слефогт, Г. Цилле, К. Кольвиц в И. Исраэлс в Нидерландах, Ф. Брэнгвин в Великобритании. В начале 20 в. традиции Р (в литературе и искусстве) были особенно устойчивы в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, А. С. Голубкиной и др.); после Октябрьской революции 1917 эти традиции стали одним из источников формирования искусства социалистического Р (в литературе и искусстве)
Реалистические тенденции в 20 в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений, новых средств художественной выразительности, о чем свидетельствует искусство таких разных мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, А. Рефрежье в США, А. Фужерон во Р (в литературе и искусстве) Гуттузо в Италии и др. Все более отчетливой и последовательной становится органическая связь Р (в литературе и искусстве) с передовыми социально-политическими движениями времени, что приводит многих художников к освоению метода социалистического реализма.
Г. А. Недошивин.
Лит.: Днепро В В., Проблемы реализма, Л., 1960; Иезуитов А. Н., Вопросы реализма в эстетике К. Маркса и Ф. Энгельса, Л. — М., 1963; Вайман С. Т., Марксистская эстетика и проблемы реализма, М., 1964; Петров С. М., Р, М., 1964; Проблемы становления реализма в литературах Востока. Материалы дискуссии, М., 1964; Конрад Н. И., Проблема реализма и литературы Востока, в его книге: Запад и Восток, 2 изд., М., 1972; Николаев П. А., Р как теоретико-литературная проблема (к истории изучения), в сборнике: Советское литературоведение за 50 лет, М., 1967; Р сегодня. Анкета, "Иностранная литература", 1967, № 3; Лаврецкий А., Белинский, Чернышевский, Добролюбов в борьбе за реализм, 2 изд., М., 1968; Р и художественные искания XX века, Сб. ст., М., 1969; Михайлова А., О художественной условности, 2 изд., М., 1970; Редекер Х., Отражение и действие. Диалектика реализма в художественном творчестве, пер. с нем., М., 1971; Сучков Б., Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе, 3 изд., М., 1973; Мотылева Т., Достояние современного реализма, М., 1973; Фарбштейн А., Теория реализма и проблемы музыкальной эстетики, Л., 1973. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:44:59
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|