Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Радищев Александр Николаевич

Радищев (далее Р) Александр Николаевич (20(31).8.1749, Москва, - 12(24).9.1802, Петербург), русский писатель, философ, революционер. Сын богатого помещика, Р. получил общее образование в Пажеском корпусе (1762-66); для изучения юридических наук был отправлен в Лейпцигский университет (1767-71), где занимался также естественными науками. Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли сочинения французских просветителей, особенно К. А. Гельвеция. По возвращении в Россию Р. был назначен протоколистом в Сенат; с 1773 служил обер-аудитором (юридическим советником) штаба Финляндской дивизии в Петербурге. К этому времени относится начало его литературной деятельности. В 1771-1773 Р. выполнил ряд переводов; наиболее интересен изданный Н. И. Новиковым в 1773 перевод сочинений Г. Мабли "Размышления о греческой истории" с примечаниями Р.; в одном из них он утверждал, что "самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние", и доказывал, что народ имеет право судить монарха-деспота (Полное собрание соч., т. 2, 1941, с. 282, прим.). В 1775 Р. вышел в отставку; в 1777 поступил на службу в Коммерц-коллегию (с 1780 помощью управляющего, с 1790 управляющий Петербургской таможней).

  Материалистически решая основной вопрос философии ("... Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе", там же, с. 59), Р. отстаивал идею беспредельной познаваемости мира. Познание осуществляется чувственным восприятием, опытом и разумом, причем Р. подчеркивал, что при существовании разных видов "силы познания" сама она "едина и неразделима". Главные свойства материи - бытие, движение, пространство и время. Материальный орган мысли - мозг; отличительная особенность человека - речь. Говоря о непрерывной эволюции как результате борьбы противоположностей, доказывая, что "... будущее состояние вещи уже начинает существовать в настоящем, и состояния противоположные суть следствия одно другого неминуемые" (там же, с. 98), Р. подходил к диалектике.

  Исторический процесс Р. рассматривал как развитие по спирали, в котором эпохи регресса ("заблуждения", "рабства") сменяются эпохами прогресса ("истины", "вольности"). Из этого он делал вывод о неизбежности революций. Человек - существо не только общественное, но и активное. Поэтому движущей силой исторического процесса в конечном счете являются люди; их эгоистические "страсти" приводили в прошлом к краху "вольности" и торжеству порабощения. Однако если люди познают гибельность эгоистических "страстей" и сумеют их обуздать, то в будущем революция, "вольность" может восторжествовать окончательно. Исходя из этого, Р. огромное внимание уделял проблемам воспитания; он явился основоположником русской революционной педагогики, этики и эстетики. Особую роль в истории он придавал слову (литературе, поэзии, ораторскому искусству). Активной, преобразующей, творящей силе слова посвящена незаконченная аллегорическая оратория Р. "Творение мира" (около 1779-82), "Слово о Ломоносове" (1780) и др. О роли примера, значении выдающейся личности в истории Р. писал в "Слове о Ломоносове", "Письме к другу, жительствующему в Тобольске" (1782). Обобщением исторических и политических концепций Р. стала ода "Вольность" (около 1783) -первое произведение русской революционной поэзии. Революция в России, на взгляд Р., неизбежна, произойдет она нескоро и ход ее будет особым: в процессе революции и гражданской войны громадное государство распадется на части, которые объединятся в добровольный союз республик и "... волка хищного (т. е. самодержавие. - Ред.) задавят..." (см. там же, т. 1, 1938, с. 16).

  Учение об активном человеке, о праве угнетаемых на восстание и о роли в нем выдающейся личности, вождя составило философско-политическую основу "Жития Ф. В. Ушакова" (1788, опубликовано 1789), сюжетом которого является биография друга юности Р. и рассказ о бунте русских студентов в Лейпциге. Мысль о зависимости человека от среды (прежде всего от политических и социальных условий), изображение формирования характера под воздействием обстоятельств сделали Р. основоположником реалистического метода в русской прозе.

  С середины 80-х гг. Р. работал над главным своим произведением - "Путешествием из Петербурга в Москву", в которое ввел ряд сочинений, написанных ранее. Приобретя печатный стан, Р. напечатал в начале 1790 "Письмо к другу", а в конце мая того же года - "Путешествие...". Свободная форма повествования, которую давал жанр путешествия, позволила Р. реалистически изобразить разные стороны русской жизни, различные сословия, рассмотреть политические, социальные, юридические, экономические, исторические, этические, эстетические, бытовые и др. проблемы действительности. Показав сначала полнейшее беззаконие и бесправие, царящие во всех областях русской жизни, Р. прямо указал на главный источники зла - самодержавие и крепостничество. Далее Р. вскрыл иллюзорность взглядов тех, кто видел способы улучшения жизни в распространении образования и развитии торговли, кто уповал на религию, личную добродетель и строгое соблюдение законов; он показал беспочвенность надежд на "просвещенного монарха" и бесперспективность стихийных крестьянских восстаний; в конечном счете, он подвел читателя к выводу, что единственное средство изменения жизни - полная ломка политических и социальных отношений, разрушение самодержавно-крепостнического строя путем народной революции. При этом Р., понимая, что условий для революции в современной России нет, подчеркивал: "Не мечта сие... я зрю сквозь целое столетие" (там же, с. 368-69).

  Произведение Р., будучи в узком смысле явлением жанра "просветительского путешествия", чрезвычайно сложно в жанровом отношении и соответственно - художественной стилистике. Метод воспроизведения действительности в "Путешествии..." в целом реалистичен; но в воссоздании внутреннего мира самого путешественника есть элементы революционного сентиментализма; включенная же в главу "Тверь" ода - произведения революционного классицизма. Сатирическое обличение и эмоциональный самоанализ постоянно перемежаются с бытописью и жанровыми сценками; политическая проповедь и философская публицистика переплетена с драматической исповедью и шуточными признаниями; сарказм и обличительный пафос оттеняются повседневным говорком, издевкой, юмором. В повествование о путешествии и размышления героя введены "чужие" рассказы, рассуждения, письма, теоретические "проекты", исторические и литературные трактаты, стихи, комедийный диалог и т.д. В связи с этим необычайно широк диапазон языковых и стилистических средств Р. - от крестьянского просторечия (но без обычной в литературе эпохи фонетической транскрипции) и литературного языка, построенного на разговорной речи, до публицистических "слов" и политической проповеди, насыщенных архаизмами и славянизмами. Отрицая теорию "трех штилей" и стилистическую регламентацию сентиментализма, Р. создавал принципиальные основы художественной стилистики реализма.

  Уже через 3 недели после появления книги началось следствие, которым руководила Екатерина . 30 июня 1790 Р. был заключен в Петропавловскую крепость. Суд приговорил его к смертной казни, которую императрица заменила лишением чинов и дворянства и ссылкой на 10 лет в Илимский острог в Сибири. При Павле в 1797 Р. был переведен под надзор полиции в одно из имений отца - с. Немцово Калужской губернии. В ссылке Р. создал философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии" (1792-95), ряд экономических и исторических трудов, поэтические произведения. Статья Р. "Памятник дактилохореическому витязю" (1801-02) заложила основы научного стиховедения в России.

  После воцарения Александра Р. был "прощен" и определен на службу в Комиссию составления законов. В юридических трудах и законодательных проектах 1801-02 он проводил прежние идеи, требуя уничтожения крепостного права и сословных привилегий. В ответ на угрозу новой ссылки, реализуя мысль о праве человека на самоубийство как форму протеста (о чем сам писал в "Путешествии..." и др. соч.), Р. отравился.

  Основные сочинения Р. находились под запретом до 1905, однако они распространялись в списках (известно около 80 списков "Путешествия" и 9 - "Вольности"). Идеи Р. оказали значительное воздействие на А. С. Пушкина, декабристов, А. И. Герцена, на все последующие поколения русских революционеров, на русскую поэзию и развитие реализма в русской литературе. Музеи Р. находятся в Саратове и в селе Верхнее Аблязово (ныне Ре Кузнецкого района Пензенской области), где Р. провел детские годы.

  А. В. Западов.

 

  Соч. : Полное собрание соч. 1938-52.

  Лит.: Ленин В. И., О гордости великороссов, Полное собрание соч., 5 изд., т. 26; Гуковский Г. А., Р, в книга: История русской литературы, т. 4, М. - Л., 1947; Орлов В. Н., Р и русская литература, 2 изд., Л., 1952; Макогоненко Г. П., Р и его время, М., 1956; Старцев А. И., Университетские годы Ра, М., 1956; его же, Р в годы "Путешествия", М., 1960; Благой Д. Д., Р, в его книга: История русской литературы XVIII в., 4 изд., М., 1960; Карякин Ю. Ф., Плимак Е. Г., Запретная мысль обретает свободу, М., 1966; Кулакова Л. И., Очерки истории русской эстетической мысли XVIII в., Л., 1968; ее же, Композиция "Путешествия из Петербурга в Москву" А. Н. Ра, Л., 1972; Шторм Г., Потаенный Р, М., 1974; Кулакова Л. И., Западов В. А., А. Н. Р. "Путешествие из Петербурга в Москву". Комментарий, Л., 1974.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 23:22:10