Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Рабство

Рабство (далее Р) исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. На стадии наиболее отчетливых форм Р раб не имел никаких прав; лишенный экономического стимула к труду, он работал только по прямому физическому принуждению. Особое положение рабов подчеркивалось иногда и внешними признаками (клеймо, ошейник, особая одежда и т.д.). Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Р легло в основу рабовладельческого строя. Источники Р - иноплеменники, захваченные в плен во время войны или предпринимаемых с этой целью операций (набеги, пиратство и т.п.); соплеменники, обращенные в Р за неуплату долгов, за совершенные преступления и т.д.; естественный прирост рабов; работорговля и пр. Начальной формой Р было т. н. патриархальное ., когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные ее члены: они жили обычно под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжелую работу, чем остальные члены семьи; оно связано с натуральным видом хозяйства. Патриархальное Р существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их к классовому обществу. Оно преобладало в обществах Древнего Востока, а также в древнегреческих государствах и Риме до определенного периода, когда быстрые темпы развития экономики способствовали превращению его из патриархального в античное. Для Афин 5-4 вв. до н. э., для поздней Римской республики патриархальное Р - уже пройденный этап. Здесь установилось классическое античное ., связанное с товарным хозяйством, с максимальной степенью экспроприации личности раба, что равносильно его полному бесправию, превращению его в "говорящее орудие". Расцвет "классического" Р был сравнительно кратковременным, т.к. в самой природе рабского труда были заложены причины его неизбежного упадка и перерождения: отвращение рабов к своему труду и угнетение не могло не привести к экономической неэффективности Р и неумолимо требовало в лучшем случае коренной модификации рабской зависимости. Исторические факторы (сокращение притока рабов, непрекращающиеся восстания рабов и т.д.) действовали наряду с экономическими и побуждали рабовладельцев искать новые формы эксплуатации. Становилась очевидной необходимость в какой-то мере заинтересовать непосредственного производителя-раба в его труде и тем, повысить эффективность эксплуатации. Многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами (см. Колонат). Исторически этот перелом, обусловленный экономическими причинами, привел к фактическому стиранию различий между колонами и рабами.

  В период раннего средневековья в возникших на территории Римской империи "варварских" государствах (особенно в государстве остготов в Италии и вестготов в Испании) Р играло заметную, но уже не ведущую роль в хозяйстве. Значительная часть рабов сидела на земле, платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства. К 13 в. в большинстве стран Западной Европы Р фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья (особенно в Венеции и Генуе) широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Северную Африку) продолжалась до 16 в. В Византии процесс изживания рабовладельческих отношений шел значительно медленнее, чем в Западную Европе; в 10-11 вв. Р сохраняло там еще экономическое значение. Но в конце 11 - 12 вв. и в Византии практически завершается процесс слияния рабов с зависимым крестьянством. У германцев и славян (кроме далматинцев, которые вели торговлю рабами) Р было распространено преимущественно в патриархальной форме; на Руси оно существовало еще в 9-12 вв. в недрах развивавшегося феодального общества. Постепенно рабы (холопы) пополняли ряды феодально-зависимого крестьянства, превращаясь главным образом в дворовых; вместе с тем положение некоторых групп крепостных (особенно работавших в рудниках) мало чем отличалось от положения рабов. В древнейших государствах Закавказья и Средней Азии Р существовало до 4-6 вв.; пережиточные его формы сохранялись и в период средневековья.

  В крупнейших странах Востока - Китае, Индии и др. -Р в его патриархальной форме сохранилось вплоть до развития там капиталистических отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Основным источником Р в средние века здесь было долговое Р В Китае была широко распространена продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей. Кроме того, одним из источников Р в Китае на протяжении всего средневековья было превращение в государственных рабов преступников или членов их семей. Довольно широкий размах приобрело Р и в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока. Так как ислам запрещал обращать в Р мусульман, то основным источниками поступления рабов в мусульманские страны был захват их во время войн с "неверными" и покупка на рынках стран Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульманских странах использовались на тяжелых работах - в рудниках (см. Зинджи), в войсках мусульманских государей (см. Гулямы, Мамлюки), в домашнем хозяйстве и личном услужении (включая гаремы и обслуживающий их персонал).

  Новый этап широкого распространения (с 16 в.) Р в странах Азии, Африки и Америки связан с процессом т. н. первоначального накопления капитала, колониальным порабощением этих стран. Широкие размеры и наибольшее экономическое значение Р приобрело в колониях на Американском континенте. Это было вызвано особенностями развития колоний в Америке: недостатком рабочей силы и наличием свободных земель, в значительной части пригодных для ведения крупного плантационного хозяйства. Сопротивление индейцев, а также их вымирание, наряду с формальным запретом королями Испании и Португалии обращать индейцев в рабов, привели к тому, что испанские и португальские, а затем и североамериканские плантаторы стали ввозить негров-рабов из Африки. Наибольшего размаха работорговля достигла в 17-19 вв. Общее число негров, ввезенных в страны Америки, составляло, по-видимому, свыше 10 млн. чел. В областях крупных плантаций на территории южных штатов США, в Вест-Индии, а также в Бразилии и Гвиане негры-рабы к концу 18 в. составляли большинство населения. Обращались с неграми на плантациях очень жестоко; они были низведены до положения рабочего скота. В несколько лучшем положении находились лишь группы рабов, обслуживавших домашнее хозяйство плантаторов. Брачные связи рабовладельцев с наложницами-негритянками привели в ряде стран к появлению многочисленного слоя мулатов. Новый толчок развитию плантационного рабства в США в конце 18 - первом десятилетии 19 вв. дал промышленный переворот, вызвавший резкое увеличение спроса на хлопок и др. технические культуры.

  По мере развития капиталистических отношений все более отчетливо выявлялась низкая производительность рабского труда, тормозившего дальнейшее развитие производительных сил. В этих условиях под давлением все усиливавшегося сопротивления рабов и с ростом широкого общественного движения против Р (аболиционизм в США и т.п.) началась отмена Р Великая французская революция провозгласила отмену Р Однако во французских колониях этот акт был проведен в жизнь по существу лишь в 40-х гг. 19 в. Великобритания юридически отменила Р в 1807, но фактически вплоть до 1833 Р в британских колониях сохранялось. В 50-х гг. 19 в. объявила об отмене Р Португалия, а в 60-х гг. Р было отменено большинством государств Американского континента. В США Р было отменено в результате Гражданской войны 1861-65 между Северными и Южными (рабовладельческими) штатами. Однако продолжали существовать формы принудительного труда, мало отличающиеся от Р (пеонаж в странах Латинской Америки, система законтрактованных рабочих в Океании и т.п.). В ряде колониальных и зависимых стран институт Р продолжал сохраняться длительное время. Особенно широкий размах имело Р в португальских колониях Африки как в плантационном, так и в домашнем хозяйстве. У арабов Центральной и Южной Аравии и в некоторых странах Африки (Эфиопии, Нигерии и др.) Р сохранилось вплоть до 50-х гг. 20 в.

  Международно-правовое регулирование борьбы против Р началось еще в 19 в.; однако большинство документов, осуждавших Р, носило формальный характер. По существу первая международная конвенция против Р была заключена в 1926 в Женеве в рамках Лиги Наций. Принятая ООН в 1948 Всеобщая декларация прав человека провозгласила (ст. 4), что Р и работорговля запрещаются во всех видах. В 1956 в Женеве состоялась конференция представителей 59 государств по вопросу о борьбе с ., принявшая дополнительную конвенцию об упразднении Р, работорговли и институтов и обычаев, сходных с Р (принудительный труд и т.п.).

  Лит.: Маркс К., Капитал, т. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 25, ч. 2; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Утченко С. Л., Штаерман Е. М., О некоторых вопросах истории рабства, "Вестник древней истории", 1960, № 4; Баллон А., История рабства в античном мире, пер. с франц., т. 1-2, М., 1941; Нибур Г. И., Р, как система хозяйства. Этнологическое исследование, пер. с англ., 2 изд., М., 1907; Аверкиева Ю. П., Р у индейцев Северной Америки, М. - Л., 1941; ООН. Доклад специального комитета по вопросу о рабстве (Вторая сессия), (б. м.), 1951; Пашерстник А. Е., Левин И. Д., Принудительный труд и рабство в странах капитала, М., 1952; Фостер У., Негритянский народ в истории Америки, пер. с англ., М., 1955; Ingram J. К., A history of slavery and selfdom, L., 1895; Greenidge G. ., Slavery, L., 1958: Nevinson Н. ., A modern slavery, Essex, 1963; Martin G., Histoire de l"ésclavage dans les colonies françaises, ., 1948; Tennenbaum ., Slave and citizen. The Negro in the Americas, . ., 1947; Durnond D. L., A bibliography on antislavery in America, Ann Arbor, 1961.

  В. И. Козлов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 13:09:28