Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Псковская школа

Псковская школа (далее П) одна из местных школ русского средневекового искусства; сложилась в Пскове и его владениях в период феодальной раздробленности. Ранние постройки из плинфы и камня сохраняют связь с архитектурными традициями новгородской школы (собор Ивановского монастыря, до 1243), в то же время отличаясь по конструктивному решению типа крестово-купольного храма (собор Мирожского монастыря). Основной тип приходского храма сложился к концу 14 в. (известен по памятникам 15 в.) — кубический, 4-столпный, 3-апсидный, с пониженными угловыми частями храм имел одну главу и многоскатное покрытие (церковь с. Кобылье Городище, 1462), иногда на повышенных подпружных арках (церковь Успения в Мелетове, 1463). В 15 в. был разработан также тип небольшого бесстолпного храма с барабаном, опирающимся на пересекающиеся цилиндрические арки (церковь Николы Каменноградского, 16 в.). К храмам пристраивались обычно многочисленные приделы, притворы, паперти; вместе с многопролетными звонницами храмы составляли живописный асимметричный ансамбль. Развита была крепостная архитектура; в 16—17 вв. строились огромные, в несколько этажей купеческие дома (3-этажные палаты Поганкиных, до 1645). С 14 в. строительство велось из местного камня-плитняка с последующей известковой обмазкой и побелкой. Контраст простых геометрических объемов и подчеркнуто-материальной пластики стены придают культовой, гражданской и крепостной архитектуре П большую выразительность. Живопись П начала складываться в середине 13 в., достигнув расцвета в конце 14 — начале 15 вв. Она отличается экспрессией образов, напряженностью колорита, резкостью пробелов, пастозностью мазка (фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, 1313, и церкви Успения в Мелетове, 1465; иконы "Собор Богоматери" и "Параскева Пятница, Варвара и Ульяна" — обе 2-я половина 14 в., Третьяковская галерея). В живописи распад П начался на рубеже 15—16 вв., в архитектуре местные традиции удерживались дольше.

  Лит.: История русского искусства, т. 2, М., 1954; Всеобщая история архитектуры, т. 3, Л. — М., 1966; т. 6, М., 1968.

  Л. В. Бетин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 02:52:07