Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Псалмы

Псалмы (далее П) Псалтирь, Псалтырь (греч. psalmói; древнеевр. название П тегилим - хваления; псалтирь, греч. psalterion - название струнного музыкального инструмента), произведения иудейской религиозной лирики. Термин "П" (или "Псалтырь") обычно применяется к сборнику 150 т. н. Давидовых П, которыми открывается 3-й раздел ветхозаветного канона Библии. Этот сборник составлен для нужд иерусалимского храмового культа, по-видимому, в послевавилонскую эпоху (т. е. не раньше 6 в. до н. э.), но включает и более ранние тексты. Нумерация П различна в иудейском (т. н. масоретском) тексте Библии (которому следует протестантская традиция) и в древнегреческом переводе т. п. Септуагинты (которому следует православная и католическая традиция; ниже дана двойная нумерация). Поэтическая форма и метрическая организация П зиждется на синтаксическом параллелизме; последний объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и ее конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.

  По содержанию сборник П выявляет ряд жанровых разновидностей: наряду с культовыми восхвалениями бога Яхве здесь встречаются мольбы (6/6, 51/50), проникновенные жалобы (44/43, 102/101) и проклятия (58/57, 109/108), исторические обзоры (106/105) и даже брачная песнь (45/44, ср. "Песнь песней"). Некоторые П отличаются философски медитативным характером; таков П 8/8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной библейской книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца. П как литературный жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики (П 104/103 близок к египетским гимнам Солнцу эпохи Эхнатона), но выделяются своим резко личностным характером. Жанр П разрабатывался в иудейской литературе и позднее (т. н. Соломоновы П, 1 в. до н. э.).

  П оказали огромное влияние на фольклор и послужили источником многих пословиц. В средние века Псалтырь - основная учебная книга для овладения грамотой. На древнецерковнославянский язык переведена, очевидно, Мефодием (9 в.); в древнерусских списках известна с 11 в.; широко отозвалась в письменности (летопись Нестора, соч. Феодосия Печерского, Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского и др.). Переложения П были весьма распространены, в том числе в русской поэзии 18-19 вв. (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, А. С. Хомяков).

  В иудейском культе П исполнялись в виде песнопений гимнического характера под аккомпанемент. При каждом П, как правило, указывались способ исполнения и "модель", т. е. соответствующий напев. Псалтырь заняла важное место в христианском культе. П исполнялись во время богослужений и домашних молитв. Первоначально в церкви они пелись всей общиной. Пение чаще было респонсорным - певец пел стихи П, а община - рефрен, иногда и антифонным (см. Антифон). В 4 в. входило в обиход и пение П ансамблями - детским, мужским, женским. П исполнялись а капелла, лишь в домашней обстановке разрешалось применение инструментов. Тип исполнения был речитативно-псалмодическим (см. Псалмодия). Помимо целых П, использовались и отдельные, наиболее выразительные стихи из них. На этой основе возникли самостоятельные песнопения - антифон, градуал, трактус и аллилуйя.

  В 15 в. появились и многоголосные обработки П Первоначально в Италии они были выдержаны в простом гомофонном складе, вскоре принявшем форму фобурдона, которая сохраняла значение в европейских странах на протяжении нескольких столетий. Использовалось сопоставление хоров, солиста и хора; стали привлекаться инструменты, сама музыкальная ткань полифонизировалась. Около 1500 появляются полифонические музыкальные воплощения П Около 20 4-голосных П оставил Жоскен де Пре (Нидерланды); они стали образцами для др. композиторов. С 15 в. в П применяются многохорность, более сложная полифония, к участию широко привлекаются инструменты, используются приемы концертного стиля. Большое влияние на развитие П оказали сочинения в этом жанре итальянских композиторов Дж. Габриели и К. Монтеверди. Во сложился свой тип П, в котором основное внимание обращалось на характеристику текста, в Англии П развивались в форме энзема. Позднее П по стилю музыки сблизились с мессой, мотетом, кантатой. Сочинения на тексты П или с использованием их мелодий создали композиторы Палестрина (Италия), О. Лассо (Нидерланды), Г. Шюц, И. С. Бах (под названием "мотеты") ( в 19-20 вв. - Ф. Шуберт (Австрия), Ф. Мендельсон-Бартольди, И. Брамс, М. Регер ( Ф. Лист и З. Кодай (Венгрия), А. Онеггер ( И. Ф. Стравинский и др.

  В 16 в. в связи с протестантским движением сложилась т. н. псалмодическая песня. Авторами таких многоголосных песен на тексты П были К. Гудимель и К. Ле Жен во М. Гомулка в Польше. В России В. П Титов положил на музыку "Псалтырь рифмованную" (1690) Симеона Полоцкого.

  Лит.: Употребление книги Псалтырь в древнем быту русского народа, в сборнике: Православный собеседник, книга 4, Казань, 1857; Никольский Н. М., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; Розов Н., Древнерусский миниатюрист за чтением псалтири, в книга: Труды отд. древнерус. литературы, т. 22, М. - Л., 1966; Успенский Н. Д., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Lods А., Histoire de la littérature hébraique et juive depuis les origines jusqu"à la ruine de l"état juif, ., 1950; EIIis ., The men and the message of Old Testament, . ., 1963.

  С. С. Аверинцев, Н. Д. Успенский (о музыке).


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:28:20