Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Профессионально-техническое образование

Профессионально-техническое образование (далее П) форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в профессонально-технических учебных заведениях; совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, позволяющих квалифицированно выполнять работу по определенной рабочей профессии, специальности; в социалистических странах П.-т. о. — органическая часть системы народного образования.

  В рабовладельческом обществе профессиональные умения и навыки передавались в процессе трудовой деятельности. В феодальном обществе, в условиях дифференциации и специализации ремесленного труда, возникла необходимость обучения ремеслу путем специально организованного индивидуального ученичества. Рост крупного машинного производства в эпоху капитализма обусловил создание профессионально-технических школ различного уровня и профиля (при сохранении ученичества), в которых дети рабочих не только обучались практическому применению различных орудий производства, но и знакомились с его технологией. Как самостоятельная ступень профессионального образования система П.-т. о. начала формироваться в развитых капиталистических странах Европы во 2-й половине 19 в., а в США — после 1-й мировой войны 1914—18 (когда резко сократилось поступление квалифицированной рабочей силы из Европы).

  В России в 1-й половине 19 в. в профессионально-технических учебных заведениях применялась предметная, или "вещевая", система обучения (изготовление в процессе обучения заданных предметов). Во многих училищах на преподавание специальной дисциплины отводилось незначительное количество учебных часов; в некоторых — не изучались общеобразовательные предметы. Прогрессивная общественность выступала за развитие и совершенствование П.-т. о. К. Д. Ушинский в 1868 в ст. "Необходимость ремесленных школ в столицах" (см. Собр. соч., т. 3, 1948, с. 589—97) писал о том, что хорошая подготовка подмастерьев и мастеров избавит Россию от необходимости приглашать иностранных специалистов. В 60-х гг. 19 в. группа инженеров-механиков под руководством Д. К. Советкина разработала в Московском техническом училище новую систему производственного обучения, названную операционной (учащихся овладевают профессией последовательно, изучая все приемы и операции, из которых складывается рабочий процесс по специальности). Эта система демонстрировалась и получила признание на международных выставках в Вене (1873), Филадельфии (1876), Париже (1900) и ряде др. Отмечалось, что у русских обучение ручному труду превратилось в науку. В совершенствование операционной системы внесли вклад инженеры С. А. Владимирский, П. И. Устинов (освоение комбинаций, приемов и операций работы, обучение учащихся в процессе изготовления полезных изделий как в учебных мастерских, так и в цехах предприятий).

  В лучших низших технических и ремесленных училищах работали квалифицированные мастера и преподаватели, имелось хорошее учебно-производственное оборудование, учебная документация. Однако в большинстве профессионально-технических учебных заведений эксплуатировался труд подростков, в качестве мастеров зачастую использовались малоквалифицированные рабочие, нередко отсутствовали учебные программы, перечень учебных изделий был ограниченным, теоретическую подготовку учащихся во многих случаях не получали.

  П.-т. о. в СССР. Октябрьская революция 1917 внесла коренные изменения в систему П.-т. о. В 1918 введено обязательное обучение подростков 15—17 лет, работавших на предприятиях и в учреждениях. На базе ранее существовавших ремесленных училищ и школ создана сеть профессионально-технических курсов, школ, клубов с целью профессиональной и общеобразовательной подготовки молодежи. В 1919 при Наркомпросе РСФСР учреждена секция п.-т. о., преобразованная в 1920 в Главный комитет профессионального образования (Главпрофобр). В 1919 принят декрет Совнаркома РСФСР "О мерах к распространению профессионально-технических знаний", в котором указывалось, что "необходимым условием окончательного торжества рабоче-крестьянской революции является поднятие производительности народного труда, а... наиболее быстрыми верным способом такого поднятия является распространение в широких народных массах профессионально-технических знаний и умений..." (Известия ВЦИК, № 135, 24 июня 1919). В целях ликвидации технической безграмотности рабочих и удовлетворения острой нужды промышленности в квалифицированной рабочей силе в соответствии с декретом "Об учебной профессионально-технической повинности" (1920) введено обязательное П.-т. о. всех рабочих в возрасте от 18 до 40 лет (за исключением лиц, имевших подготовку не ниже бывших ремесленных училищ или обучавшихся в технических учебных заведениях) на предприятиях, где не было фабрично-заводских школ, — с 14-летнего возраста. В 1920 утверждено "Положение о профессионально-технических школах", в 1921 — положения о заводском ученичестве в металлообрабатывающей промышленности, о школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в 1924 — новое положение о школах ФЗУ. В 20-е гг. Главпрофобром разработан примерный учебный план: для школ ФЗУ 60—65% учебного времени отводилось на производственное и 35—40% на теоретическое обучение. Объединяя общее, профессиональное и политическое образование подростков, сочетая обучение с производительным трудом, школы ФЗУ явились новым, социалистическим типом профессиональных учебных заведений для рабочей молодежи. В 20—30-е гг. в школах ФЗУ и др. профессиональных учебных заведениях использовались три системы производственного обучения — предметная, операционная и комбинированная (предметно-операционная). В середине 30-х гг. на основе лучших элементов операционной и комбинированной систем была разработана операционно-комплексная система, которая с 40-х гг. является основной: учащихся последовательно осваивают отдельные приемы и операции профессиональной деятельности, затем комплексные работы по возрастающей сложности, обучение проводится в процессе изготовления полезной и сложной продукции; все это подготавливает учащихся к самостоятельному выполнению работ, включению в производительный труд.

  За годы существования (1920—40) школы ФЗУ подготовили для народного хозяйства 2,5 млн. квалифицированных рабочих. В то же время ведомственная разобщенность школ ФЗУ затрудняла централизованное руководство профессиональным обучением рабочих кадров, разработку единых учебных планов, программ, учебников и др. Для расширения организованной подготовки квалифицированных рабочих, упорядочения руководства П.-т. о. и ликвидации ведомственной разобщенности профшкол в 1940 создана система Государственных трудовых резервов СССР, которой переданы школы ФЗУ, реорганизованные в ремесленные, ж.-д. училища и в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).

  В годы Великой Отечественной войны 1941—45 училища и школы трудовых резервов сыграли видную роль в подготовке рабочих кадров для отраслей оборонной промышленности. На ряде предприятий, особенно в восточных районах, воспитанники трудовых резервов составляли свыше 50% всех рабочих. 20 тыс. учащихся и работников училищ и школ за помощь фронту награждены орденами и медалями.

  В 50-е гг. система Государственных трудовых резервов развивалась в направлении специализации подготовки рабочих по отраслям промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства, повышения уровня специальной и общеобразовательной подготовки учащихся. В связи с развитием общего среднего образования были созданы технические училища для П.-т. о. молодежи, окончившей среднюю общеобразовательную школу. Для подготовки сельских механизаторов организованы училища (по типу ремесленных) механизации сельского хозяйства.

  Для планомерного обеспечения квалифицированными рабочими кадрами отраслей народного хозяйства в условиях научно-технического прогресса Государственные трудовые резервы преобразованы в 1958 в Государственную систему П.-т. о. с основным типом учебных заведений — городскими и сельскими профтехучилищами (ПТУ) для подготовки квалифицированных рабочих из молодежи, окончившей неполную среднюю общеобразовательную школу. С конца 60-х гг. началось развитие ПТУ, которые наряду с рабочей профессией дают общее среднее образование (принимаются выпускники восьмилетней школы). Средние ПТУ становятся одним из перспективных путей осуществления всеобщего среднего образования. В 70-е гг. значительно расширена сеть и укреплена материальная база средних сельских ПТУ. Роль и место П.-т. о. в советской системе народного образования определены в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР — "О повышении роли Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию в подготовке квалифицированных рабочих для народного хозяйства" (1966), "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования" (1969), "О совершенствовании системы профессионально-технического образования" (1972), "О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы" (1975), в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973), в постановлении Верховного Совета СССР "О состоянии народного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в СССР" (1973) и др.

  Учебные заведения системы П.-т. о. специализированы по группам родственных профессий (металлисты, химики, строители, металлурги, горняки, нефтяники, работники ж.-д. транспорта, сельского хозяйства, коммунально-бытовых предприятий и др. — всего около 1100 профессий). Специализация училищ позволяет повышать качество обучения, оптимально использовать учебно-производственное оборудование, рационально комплектовать училища педагогами-специалистами.

  Теоретическое обучение включает цикл специальных и общеобразовательных (в т. ч. общественно-политических) дисциплин, необходимых для овладения изучаемой профессии. В процессе производственного обучения учащиеся овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения всех операций по специальности, учатся работать, используя современную технику и передовые методы труда.

Развитие сети учебных заведений и рост численности учащихся в системе профессионально-технического образования



1920

1925

1931

1941

1946

1956

1966

1971

1974

Количество учебных заведений

43

927

3970

1551

2488

3145

4319

5351

6028

в том числе средних ПТУ















324

2200

Количество учащихся, тыс. чел

2

88,6

925

602

603

755

1599

2380

3000

в том числе в средних ПТУ















168

900


  Производственное обучение чередуется с теоретическим. Для каждой группы специальностей устанавливается наиболее рациональное соотношение между теоретическим и практическим обучением. В средних ПТУ на изучение общеобразовательных дисциплин отводится около 40% учебного времени, специальных — около 20%, на производственное обучение — 40%, в технических училищах и обычных ПТУ (для окончивших среднюю школу) соответственно — 10%, 20%, 70%.

  Характерная черта сов. системы П.-т. о. — органическая связь учебных заведений с предприятиями. Базовые предприятия выделяют училищам оборудование, материалы и инструменты, предоставляют места для проведения производственной практики в цехах предприятия и др. Окончившие училища направляются, как правило, на предприятия, где они прошли производственную практику.

  За годы Сов. власти в учебных заведениях П.-т. о. подготовлено свыше 36 млн. квалифицированных рабочих.

  Для молодежи, поступающей на производство после окончания общеобразовательной школы, и для лиц, работающих в народном хозяйстве и желающих получить новую профессию или повысить квалификацию, организуются вечерние (сменные) ПТУ, курсы, учебно-курсовые комбинаты и др. формы курсового и индивидуально-бригадного обучения непосредственно на производстве. В 1973 на предприятиях, в учреждениях и организациях новые профессии и специальности получили 5 млн. рабочих, повысили свою квалификацию 9,6 млн. В колхозах обучены новым профессиям и специальностям и повысили квалификацию 1,7 млн. чел. Кроме того, 231 тыс. квалифицированных работников подготовили школы ФЗУ и др. профшколы и училища при предприятиях.

  В воспитании и профессиональном обучении рабочей молодежи активно участвуют высококвалифицированные кадровые рабочие-наставники, в 70-е гг. наставничество стало массовым движением.

  В системе П.-т. о. в 1973 было занято свыше 360 тыс. работников, в том числе 218 тыс. преподавателей и мастеров производственного обучения. В ведении Государственного комитета П.-т. о. 69 индустриально-педагогических техникумов, которые готовят техников-мастеров производственного обучения (ежегодный выпуск свыше 10 тыс. специалистов). Преподавателей специальных дисциплин готовят инженерно-педагогические факультеты 13 политехнических институтов (1974). Повышение квалификации преподавателей осуществляют Всесоюзный институт повышения квалификации инженерно-педагогических работников профтехобразования (основан в 1966 в Ленинграде) и свыше 20 его филиалов в др. городах, а также институты усовершенствования учителей, специальные отделения и курсы при отраслевых вузах. Мастера производственного обучения один раз в 5 лет проходят стажировку на предприятиях. Всесоюзный научно-исследовательский институт П.-т. о. (основан в 1966) совместно с научно-исследовательскими институтами отраслевых министерств и Академии педагогических наук СССР изучает обусловленные техническим прогрессом изменения характера труда рабочих и в соответствии с этим определяет содержание и формы подготовки рабочие.

  Учебные пособия и оборудование для системы П.-т. о. выпускает Всесоюзный трест производственных предприятий Государственного комитета Совета Министров СССР по П.-т. о. (основан в 1947), учебники и др. учебную литературу — издательство "Высшая школа" и ряд др. центральных издательств. Ежегодно выпускается около 2 тыс. наименований учебных пособий и оборудования на общую сумму около 25 млн. руб., свыше 150 названий специальных учебников и др. учебной литературы тиражом 5,5 млн. экз.

  Получили развитие техническое и художественное творчество учащихся профтехучилищ.

  В 1974 в различных коллективах художественной самодеятельности и технических кружках занималось свыше 2/3 учащихся. Физкультурно-спортивную работу в системе П.-т. о. организует Всесоюзное добровольное спортивное общество "Трудовые резервы". С 1959 на ВДНХ в Москве работает постоянно действующий павильон "П". Издается ежемесячный журнал "П".

  Расширяется и совершенствуется подготовка квалифицированных рабочих в системе П.-т. о. в др. социалистических странах. Повышается уровень общего и профессионального образования учащихся профессионально-технических учебных заведений, растет число средних профессиональных училищ разного профиля. Как правило, П.-т. о. осуществляется на базе 8-летней (Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия) или 10-летней (ГДР, Чехословакия) школы. Срок обучения обычно 2—4 г. Существуют 1—2-годичные профшколы для молодежи, имеющей общее среднее образование. Подготовка и повышение квалификации рабочих организуется и непосредственно на предприятиях. В системе П.-т. о. в Болгарии в 1960 подготовлено 42,1 тыс. рабочих, в 1970 — 106 тыс., соответственно в Венгрии — 125,3 тыс. и 200 тыс., ГДР — 338 тыс. и 530 тыс., Польше—363 тыс. и 850 тыс., Румынии — 127 тыс. и 245 тыс., Чехословакии — 245 тыс. и 355 тыс.

  Ежегодно проводятся научно-методические совещания работников П.-т. о. социалистических стран.

  В некоторых капиталистических странах (США, Японии и др.) П.-т. о. осуществляется в профессиональных классах средних общеобразовательных школ (после окончания 8 классов в течение 4 лет); в Великобритании, Италии, Австрии, Швеции, Норвегии, Финляндии — в стационарных профшколах со сроком обучения 2—3 г.; в ФРГ — в учебных мастерских предприятий и в профшколах со сроком обучения 2—3 г. Во многих странах имеются профессиональные училища с 3—4-годичным сроком обучения, созданные фирмами. Обучение в большинстве профшкол платное. В США, Великобритании, ФРГ и др. странах получила развитие профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в системе ученичества со сроком обучения от 2 до 5, а иногда и более лет, существует сеть государственных, общественных и частных школ, курсов для профессионального обучения взрослых без отрыва от работы. Методическое руководство профшколами осуществляют министерства просвещения, хозяйственно-финансовое и административное — промышленное и с.-х. министерства. Все вопросы, связанные с организацией профессиональной подготовки в системе ученичества, решаются министерствами труда.

  Коммунистические и рабочие партии, прогрессивные профсоюзные, молодежные и др. общественные организации в капиталистических странах выступают за расширение и совершенствование П.-т. о., за создание единой государственной системы П.-т. о., исключающей эксплуатацию молодежи в процессе получения рабочих профессий.

  Лит.: Веселов А. Н., П в СССР, М., 1961; Булгаков А. А., П и профсоюзы, (M.), 1967; Коваленко И., Омельяненко Б., Технический прогресс и рабочие кадры. Зарубежный опыт, (М.), 1969; Батышев С. Я., Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР, 2 изд., М. 1974.

  В. Л. Саюшев.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 01:29:03