|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Профессиональная ориентация | Профессиональная ориентация (далее П) система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии (с учетом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
В СССР и др. социалистических странах П — часть системы коммунистического воспитания, одно из средств рационального распределения трудовых ресурсов. П способствует всестороннему развитию личности, раскрытию ее потенциальных возможностей, интенсификации процесса обучения. В СССР работа по П началась еще в 20-х гг. В системе Наркомата труда РСФСР были организованы бюро профессиональной консультации (в Ленинграде, Свердловске, Брянске, Киеве, Ярославле и др.), Межведомственный координационный совет по профессиональному подбору и профессиональной консультации, специальные лаборатории и кабинеты П включает ознакомление молодежи с отраслями народного хозяйства, формами профессиональной подготовки, с потребностями народного хозяйства в кадрах, возможностями трудоустройства, пропаганду наиболее нужных народному хозяйству профессий; формирование определенной профессиональной направленности, непосредственную помощь в выборе профессии, в трудоустройстве. Важнейшее направление П — формирование у молодежи интереса к рабочим специальностям. С П тесно связаны профессиональный отбор, профессиональная адаптация. П осуществляется с учетом составляемых в масштабе республик и областей планов приема учащихся средних школ в профтехучилища, средние специальные и высшие учебные заведения. Ведущая роль в П учащихся принадлежит средней общеобразовательной школе, где П — органическая часть учебно-воспитательного процесса (изучение основ наук, политехническое образование, трудовое обучение и воспитание). П учащихся старших классов, обучение их первоначальным навыкам труда по избранной профессии, ознакомление с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях — основные задачи межшкольных учебно-производственных комбинатов, которые создаются исполкомами городских и районных Советов депутатов трудящихся с участием промышленных и с.-х. предприятий, государственных и кооперативных организаций и находятся в ведении органов народного образования. Для учащихся проводятся экскурсии на производство и в учебные заведения, индивидуальные и групповые профессиональные консультации, встречи с представителями разных профессий; осуществляется изучение школьников путем наблюдений, опросов, анкетирования. В работе по П школе помогают предприятия, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения (дни открытых дверей, кружки, олимпиады и др.), специальные профориентационные учреждения (создаваемые главным образом в системе народного образования), комиссии по трудоустройству молодежи и комиссии по делам несовершеннолетних при исполкомах Советов депутатов трудящихся, общественные организации и др., радиовещание, телевидение, периодическая печать. Издается литература по вопросам теории и практики П руководят работой по П органы народного образования, профтехобразования и по использованию трудовых ресурсов. В республиках, краях и областях, городах и районах функционируют межведомственные советы по П
Широкое развитие практическая и научно-исследовательская работа по П получила и в др. социалистических странах. В крупных капиталистических странах П стала одним из направлений деятельности буржуазного государства в области экономического и социального распределения кадров в интересах развития капиталистического производства, идеологического воздействия на молодежь. Работа по П в общеобразовательных школах включает изучение подростков (применяются различные методы определения профессиональной пригодности, особенно распространены испытания с помощью тестов), ознакомление учащихся с профессиями, рынком труда, возможностями получения профессиональной подготовки. Биржи труда и специальные профориентационные учреждения направляют эту работу, осуществляют групповое и индивидуальное консультирование учащихся. Организована подготовка кадров по П на курсах и в специальных учебных заведениях. Общее руководство работой по П принадлежит, как правило, министерствам труда. Важное значение придается разработке характеристик профессии и их классификации. Регулярно выпускаются справочники (словари), содержащие сведения о профессиях, о текущих и перспективных потребностях в кадрах, путях получения специальности.
Ю. П. Аверичев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:04:21
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|