Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Протазанов Яков Александрович

Протазанов (далее П) Яков Александрович (23.1(4.2).1881, Москва, — 8.8.1945, там же), советский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и Узбекской ССР (1943). Один из зачинателей русского кинематографа. В 1911—18 поставил около 80 фильмов, в том числе такие значительные, как "Пиковая дама" (1916) и "Отец Сергий" (1918). Уже в этот период творчество П. отличалось высоким профессиональным мастерством, интересом к классической русской литературе, вниманием к искусству актера. Вынужденный в эти годы нередко заниматься коммерческими постановками, он в лучших работах продемонстрировал возможности русского кино. После пребывания за рубежом П. возвратился в 1923 в Россию. В первых фильмах, созданных на советских киностудиях, — "Аэлита" (1924) и "Его призыв" (1925) — он избрал темы, связанные с жизнью страны. Ставил комедии: "Закройщик из Торжка" (1925), "Процесс о трех миллионах" (1926), "Дон Диего и Пелагея" (1928), "Праздник святого Йоргена" (1930). В них ярко проявилось мастерство популярных актеров И. В. Ильинского, В. П. Марецкой, А. П. Кторова, М. М. Климова, М. М. Блюменталь-Тамариной и др. В историко-революционном фильме "Сорок первый" (1927) П. добился глубокой достоверности в передаче эпохи и создании образов главных героев. П. привлек В. И. Качалова и В. Э. Мейерхольда для исполнения главных ролей в фильме "Белый орел" (1928). В период звукового кино после музыкальной комедии-памфлета "Марионетки" (1934) П. поставил фильм "Бесприданница" (1937), который стал одной из лучших советских экранизаций классической драматургии. Исторический фильм "Салават Юлаев" (1941) и комедия "Насреддин в Бухаре" (1943) — последние работы режиссера.

  Лит.: Зоркая Н. М., Портреты, М., 1966; Арлазоров М.С., П, М., 1973.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 08:58:06