|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Промышленное строительство | Промышленное строительство (далее П) отрасль строительства в СССР, создающая основные фонды промышленности. Задача П — выполнять весь комплекс строительных и монтажных работ, обеспечивать ввод в действие новых или расширение и реконструкцию предприятий уже действующих. П и промышленность находятся в тесном взаимодействии: при разработке технического проекта (особенно его технологической части); размещении заказов и обеспечении поставки строительству оборудования и специальных материалов; подготовке эксплуатационных кадров; в поэтапном опробовании и приемке смонтированного оборудования с выходом предусмотренной проектом промышленной продукции; достижении в установленные нормативные сроки запроектированных производственных мощностей.
За 1918—73 в промышленность СССР было вложено 462,1 млрд. руб. (36,5% капитальных вложений в народное хозяйство). Более половины вложений в промышленность составляют затраты на строительно-монтажные работы. Построено, восстановлено и введено в действие около 43 тыс. крупных государственных промышленных предприятий. Среди них такие гиганты социалистической индустрии, как Кузнецкий, Челябинский, Новолипецкий, Ждановский, Криворожский, Череповецкий, Карагандинский, Западно-Сибирский и Норильский металлургический заводы и комбинаты, ГЭС на Днепре, Волге, Ангаре, Енисее, тепловые и электростанции в Европейской части СССР, Сибири и на Урале, Березниковский комбинат, Уральский завод тяжелого машиностроения, Ново-краматорский машиностроительный завод, Волгоградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Горьковский и Волжский автомобильные заводы и многие др. Осуществленное за годы Советской власти П позволило в 1974 увеличить объем валовой промышленной продукции по сравнению с 1913 в 122 раза. О масштабах П можно судить по данным табл.
Капитальные вложения государственных и кооперативных предприятий и организации по отраслям промышленности, без колхозов (в сопоставимых ценах), млн. руб. Отрасли
промышленности | 1950 | 1960 | 1970 | 1973 |
Промышленность,
всего |
4944 |
14998 |
28597 |
34112 | В том числе: |
|
|
|
| Энергетика | 433 | 1687 | 3103 | 3447 | Топливная про- мышленность* |
1533 |
2788 |
5233 |
6439 | Черная металлур- гия (включая до- бычу руд) |
549 |
1430 |
2082 |
2829 | Машиностроение и металлообработка |
740 |
2088 |
6117 |
7314 | и неф- техимическая про- мышленность |
197 |
1056 |
2415 |
3121 | Промышленность строительных ма- териалов |
154 |
1215 |
1712 |
1956 | * Включая нефтяную, газовую, сланцевую, торфяную.
Решение о строительстве предприятия принимается в соответствии с планом перспективного развития отраслей народного хозяйства и экономических районов.
Для современной структуры капитальных вложений в промышленность, в связи с использованием преимущественно интенсивных методов развития, характерна высокая доля средств, направляемых на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов (около 65%). Реализуются также градостроительные требования (см. Город), направленные на охрану окружающей среды, вывод за пределы города вредных и "грязных" производств. В строительстве новых промышленных объектов определилось направление по объединению отдельных предприятий, инженерных коммуникаций, транспортного хозяйства, иногда и основных производств, а также блокированию вспомогательных и подсобных зданий (см. Промышленные здания, Промышленные сооружения). Эти комплексы получили название промышленных узлов (промузлов). К 1974 в стадии строительства в СССР находилось более 200 промузлов — в Бресте, Витебске, Кишиневе, Кемерове и др. городах. За счет сокращения протяженности дорог и общезаводских объектов в утвержденных проектах промузлов расчетная стоимость строительства снижена на 750 млн. руб., а эксплуатационные расходы — более чем на 120 млн. руб. в год, промышленные территории сокращены на 9—10%, протяженность ж.-д. путей — на 18—20%, автодорог— на 9—11%, инженерных сетей — на 10— 15% и число строящихся зданий — на 25%. Экономически эффективен отказ от строительства мелких предприятий и переход на их укрупнение.
В П все шире применяют проектные решения, обеспечивающие ввод в эксплуатацию предприятий очередями и отдельными пусковыми комплексами, что приводит к ускорению окупаемости капитальных вложений. Значительное повышение эффективности П достигается совершенствованием объемно-планировочных и конструктивных решений на базе применения новых материалов и полносборного строительства.
Необходимость экономии пригодных для сельского хозяйства земель и приближения промышленности к сырьевым ресурсам приводит к повышению доли П в отдаленных районах. Так, если в 1960 П в северных районах составляло 7—8% от его общего объема, то к 1970 оно возросло до 9—10%. Возрастает количество промышленных предприятий со сложными технологическими процессами, требующими более дорогих конструктивных решений (подвесных полков, герметичных ограждающих конструкций и т.п.; в 1960 — 33%, 1975 — 40%). Возник новый тип зданий, внутри которых по требованиям технологии обеспечиваются строго постоянные условия микроклимата (влажность и температура воздуха, обеспыливание). Создаются промышленные здания павильонного типа (с 40-х гг.), приспособленные к смене технологического оборудования без перестройки строительных конструкций. На предприятиях ряда отраслей промышленности удалось вообще отказаться от корпусов, и технологическое оборудование устанавливается на открытых площадках.
Основой индустриализации П в СССР является унификация и стандартизация строительных параметров (геометрических размеров) и конструктивных элементов, механизация основных видов работ. Предусматривается переход на более совершенные методы поточной организации строительного производства на базе применения эффективных материалов и конструкций с комплектной их поставкой на объекты строительства. Для этого создается сеть специализированных предприятий в разных районах страны. Широко используется предварительное укрупнение конструкций, оборудования, элементов инженерных коммуникаций. Показателем совершенствования П является снижение трудоемкости строительно-монтажных работ. Если в 1950 на 1 млн. руб. их стоимости затрачивалось 342 человеко-года, то в 1974 — 86.
Основные черты развития и совершенствования П СССР присущи и зарубежным социалистическим странам. П стран — членов СЭВ осуществляется по единому государственному плану. В рамках содружества ведутся совместные научные исследования, проектирование и строительство промышленных предприятий. Производятся взаимные поставки оборудования, конструкций и материалов, обучение специалистов и рабочих и т.п.
В капиталистических странах П в отдельный вид строительства не выделяется. См. также Строительство.
Лит.: Вопросы экономической политики КПСС на современном этапе, 3 изд., М., 1973; Строительство в СССР. 1917—1967, под ред. Г. А. Караваева, (М., 1967).
Ю. Н.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:14:06
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|