Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Промышленная графика

Промышленная графика (далее П) вид прикладной художественной графики. П обслуживает сферу производства и сбыта промышленной продукции (товарные ярлыки, фирменные знаки, упаковки, издательские марки; рекламные издания — каталоги, буклеты, проспекты и др.) и сферу управления производством (деловые бумаги — бланки, конверты и др.). По своим задачам П тесно соприкасается с торгово-промышленной рекламой, нередко являясь ее составной частью. В произведениях современной П одинаково важную роль играют шрифт, орнамент, различные рисованные (преимущественно символического характера) и фотографические изображения, цветовое и полиграфическое решение. П происходит от клейм и торговых марок, известных с глубокой древности. В процессе развития товарно-денежных отношений она формировалась как специальная область художественной деятельности, подчиненная развитию производства и рынка. П окончательно сложилась в конце 19 в., когда стали возникать коллективы профессиональных художников, специализировавшихся на рекламе, оформлении упаковок и др. К этому же времени относятся первые попытки создания единого фирменного стиля, охватывающего как промышленные здания и продукцию, так и элементы П (работы П. Беренса). Стилевое развитие П тесно связано с общим развитием пластических искусств. В конце 19 — начале 20 вв. характерное для "модерна" стремление эстетически насытить окружающую человека предметную среду обусловило бурное развитие П в рамках этого стиля, в 1920-е гг. в П проявилось влияние функционализма (работы австрийского художника Г. Байера, немецкого художника Я. Чихольда, голландского художника П. Зварта и др.), в 1930—1940-е гг. нередко были сильны эклектические тенденции. Современная зарубежная П часто включается в систему художественного конструирования (т. н. дизайн-графика), широко используя типичные для нее методы проектирования; преобладает ориентация на коллективное творчество с тенденцией к обезличиванию художника-исполнителя. П занимаются специальные художественные бюро: созданные по заказу фирм разработки идут лишь под маркой этих бюро, а художники-исполнители остаются, как правило, безымянными. В дореволюционной России П не развилась в самостоятельную область творческой деятельности, господствовало преимущественно подражание иностранным образцам. После Октябрьской революции 1917 были созданы новая советская государственная эмблематика, образцы оформления документации учреждений и промышленных предприятий. В 20 — начале 30-х гг. важную роль в развитии советской П сыграли Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко, В. В. Маяковский и др. В 30-х гг. в области П работал Е. Е. Лансере, в 40-х — Кукрыниксы. С конца 1950-х гг. устраиваются выставки П, в некоторых республиканских союзах художников созданы подсекции, объединяющие профессиональных художников, работающих в области П

  Лит.: Мурина Е., Прикладная графика, "Творчество", 1964, № 2; Gerstner К., Kutter M., Die neue Graphik, Basel — (Teufen, 1959): Neumann E., Functional graphic design in the 20 century, (. .), 1967.

  В. Н. Ляхов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 02:49:31