|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Багдадская железная дорога | Багдадская дорога (далее Б)ж.-д. линия (протяженность приблизительно 2400 км), соединяющая Босфор с Персидским заливом. В конце 19 — начале 20 вв. притязания на строительство и эксплуатацию Багдадская дорога, которая должна была проходить по территории Османской империи (по территории современной Турции, Сирии, Ирака), крайне обострили противоречия между великими державами. Империалистические круги стремились взять в свои руки строительство дороги, чтобы с помощью Багдадская дорога поставить под контроль Османскую империю и держать под ударом английские позиции в Индии и Египте и русские позиции на Кавказе и в Ср. Азии. В 1888 Немецкий банк ("Дойче банк") приобрел от турецкого правительства первую концессию на продолжение строительства выкупленной им у Турции ж.-д. линии Стамбул — Измит (построена в 1871) до Ангоры (Анкары). В 1893 тот же банк получил концессию на продление этой линии от Эскишехира до Коньи. В 1899, после визита Вильгельма в Османскую империю, глава Немецкого банка Сименс подписал предварительное соглашение о концессии на строительство и эксплуатацию основной магистрали Багдадская дорога — от Коньи через Багдад до Персидского залива. В 1903 окончательно была оформлена концессия, обеспечившая германским монополистам исключительно высокую оплату за каждый километр введенной в эксплуатацию дороги (т. н. километрической гарантии).
В ответ на приобретение Багдадской концессии правительство Англии резко активизировало экспансию в бассейне Персидского залива с целью предотвращения выхода к нему В свою очередь правительство России навязало Турции в апреле 1900 секретное соглашение, обязывавшее последнюю не предоставлять в Сев. и Сев.-Вост. Анатолии каких-либо ж.-д. концессий третьей державе. Т. о. прорыв к кавказской границе был предотвращен. Одновременно правительства Англии, России и препятствовали повышению Турцией таможенных пошлин, без чего затруднительно было выплачивать акционерам Багдадской магистрали километрической гарантии.
Стремясь преодолеть сопротивление со стороны этих держав, германская дипломатия пыталась достигнуть компромиссное соглашение с каждым из своих соперников. В результате франко-германского соглашения от 6 мая 1899 к участию в строительстве Багдадская дорога был допущен французский капитал. В 1911 по Потсдамскому соглашению Россия за отказ от проникновения в Иран прекратила противодействие строительству дороги. В июне 1914 передала Англии строительство ж.-д. магистрали к Ю. от Багдада в направлении Персидского залива.
К началу 1-й мировой войны Багдадская дорога осталась недостроенной. На С. рельсы были проложены до Рас-эль-Айна (за время войны до Нусайбина), на Ю. — от Багдада до Самарры. Строительство участка от Нусайбина до Самарры и тем самым завершение всей магистрали закончено в 1934—41 частными английскими и французскими компаниями. В настоящее время участки, составлявшие ранее Багдадская дорога, принадлежат Турции, Сирии и Ираку. Коренное изменение международной обстановки на Ближнем Востоке, происшедшее в результате Великой Октябрьской социалистической революции и двух мировых войн, а также появление новых видов военной техники, транспорта и средств связи значительно уменьшили политико-стратегическое значение, которое имела Багдадская дорога в начале 20 в.
Лит.: Бондаревский Г. Л., Багдадская дорога и проникновение германского империализма на Ближний Восток, Таш., 1955; Ерусалимский А. С., Внешняя политика и дипломатия германского империализма в конце XIX в., 2 изд., М., 1951; Wolf J. В., The diplomatic history of the Bagdad railroad, Columbia, 1938.
Г. Л. Бондаревский. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 13:17:33
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|