|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Прометей | Прометей (далее П) в древнегреческой мифологии титан, защитник людей от произвола богов. По древнейшей версии мифа, П похитил с Олимпа огонь и передал его людям, за что по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день (или через день) орел расклевывал у П печень, которая снова отрастала. Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тыс. лет, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил П В трагедии Эсхила "П прикованный" к мотиву похищения огня прибавилось изображение П как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: П научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счету, наблюдению за звездами и т.д. Казнимый за любовь к людям, П Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту. К. Маркс назвал эсхиловского П "... самым благородным святым и мучеником в философском календаре" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 25). Гуманистические черты образа бунтаря-мученика П получили развитие в поэзии (Дж. Байрон, П Б. Шелли, Н. П Огарев, Т. Шевченко и др.), а также в музыке (Ф. Лист, А. Н. Скрябин и др.) и изобразительном искусстве (Тициан, Ф. Г. Гордеев и др.). В произведениях Кальдерона, Гете, Бетховена нашла отражение позднеантичная версия мифа о П - создателе первых людей, вылепленных им из земли и наделенных сознанием.
Лит.: Нусинов И. М., История образа Прометея, в его книга: История литературного героя, М., 1958; Sechan L., Le mythe de Prométhée, ., 1951; Trousson R., Le theme de Prométhée dans la littérature euro-peenne, t. 1-2, Gen., 1964.
В. Н. Ярхо.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:10:55
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|