Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Приднепровская железная дорога

Приднепровская дорога (далее П) на Ю. Украины. Организована в 1958. Эксплуатационная длина (1974) 3275,9 км, или 2,4% от протяженности всей сети дорог СССР. Первый участок дороги от Лозовой до Александровска (Запорожье) с ветвью на Нижнеднепровск (у Екатеринослава) в 208 верст был сдан в эксплуатацию в 1873.

  Управление в г. Днепропетровске. Дорога имеет 4 отделения: Днепропетровское, Криворожское, Запорожское и Крымское. Граничит с Донецкой дорогой по станциям Красноармейское, Чаплино, Камыш-Заря; с Южной дорогой по станциям Лозовая и Красноград; с Одесско-Кишиневской дорогой по станциям Вадим, Нововеселая, Долинская и Высокополье. Обслуживает Днепропетровскую, Запорожскую, Крымскую области, значительную часть Херсонской и некоторые районы Харьковской области УССР. П взаимодействует с Черноморско-Азовским морским пароходством (порты Бердянск, Керчь, Феодосия, Севастополь и Евпатория) и с Днепровским речным пароходством (пристани Запорожье, Днепропетровск, Никополь и Днепродзержинск).

  Связывает Донбасс с Криворожским бассейном двумя широтными магистралями: Чаплино — Синельниково — Нижнеднепровск — Верховцево — Пятихатки и Камыш-Заря — Пологи — Запорожье — Апостолово — Кривой Рог-Сортировочная — Долинская. Обслуживает ряд крупных промышленных центров: Днепропетровск, Запорожье, Днепродзержинск, Кривой Рог, Павлоград, Никополь, Новомосковск и др., а также с.-х. районы.

  Удельный вес П в общесоюзном отправлении и прибытии грузов по сети дорог весьма высок. Несмотря на сравнительно небольшую протяженность, П превосходит многие др. дороги по размерам отправления грузов и уступает только Донецкой и Западно-Сибирской дорогой, а по размерам прибытия — Донецкой, Московской и Западно-Сибирской дорогой. Однако в связи с относительно небольшой дальностью перевозок удельный вес П в грузообороте сети сравнительно невелик (82,1 млрд. т×км), т. е. менее 3% (1974). В перевозках грузов преобладают и руды, каменный кокс, черные металлы машины, стройматериалы, флюсы, зерно. Грузонапряженность дороги свыше 24 млн. т×км/км.

  Велико значение П для пассажирских перевозок. Пассажирооборот (1974) 7,7 млрд. пасс×км. Она связывает общесоюзные здравницы Крыма со всей сетью дорог СССР, подходящих к П с севера, востока и запада; особенно велик поток пассажиров с северного направления в Крым и обратно по линии Лозовая — Запорожье — Мелитополь — Джанкой и далее до Симферополя, Керчи, Феодосии, Севастополя и Евпатории. Наиболее интенсивный пассажирообмен с Московской, Одесско-Кишиневской, Донецкой, Юго-Западной, Южной, Северо-Кавказской, Октябрьской и Львовской дорогой. Развитию перевозок между Крымом и Кавказом способствовало создание паромной переправы через Керченский пролив между станциями Крым и Кавказ, намного сократившей пробег подвижного состава. На П сильно развито пригородное пассажирское движение (свыше 4/5 всего отправления пассажиров), но из-за небольшой дальности перевозок его удельный вес в суммарном пассажирообороте сравнительно невелик и колеблется в пределах 20—22%.

  В годы Великой Отечественной войны 1941—45 П была сильно разрушена, в том числе крупные мосты через р. Днепр. За послевоенные годы была не только полностью восстановлена, но и коренным образом реконструирована. Главное меридианное направление (Лозовая — Запорожье — Симферополь — Севастополь) переведено на электрическую тягу, электрифицированы основные широтные направления и пригородные участки. В 1973 77,7% грузооборота выполнялось электрической тягой, 22,3% — тепловозной. Многие участки дороги оборудованы автоматической блокировкой и диспетчерской централизацией стрелок и сигналов. Основные сортировочные станции оснащены современным оборудованием. Построен ряд новых крупных вокзалов. Награждена орденом Ленина (1971).

  Е. Д. Хануков.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 13:37:49