Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Прибалтийская железная дорога

Прибалтийская дорога (далее П) объединяет сеть дорог Эстонской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и области РСФСР. Эксплуатационная длина дороги 6230 км (1974). Управление дороги в г. Рига. дороги, появившиеся на этой территории более 100 лет назад, вначале предназначались для связи Петербурга с Западной Европой и Центральных районов Европейской части с крупными портами России на Балтийском море ( Рига, Лиепая, Вентспилс). В 1873 были сданы в эксплуатацию участки Даугавпилс - Радвилишкис, Елгава - Мажейкяй, Науя-Вильня - Минск. В том же году было закончено строительство значительной части Ландварово (ныне Лентварис) - Роменской дороги (от станции Ландварово до станции Бобруйск). Этим было положено начало соединению разрозненных линий в единую ж.-д. сеть. В период господства буржуазной диктатуры в Эстонии, Латвии и Литве были нарушены исторически сложившиеся связи России с этими портами, что привело к резкому уменьшению грузооборота дорог. После окончания Великой Отечественной войны 1941-45 дороги не только были полностью восстановлены после разрушения, но и реконструированы. Небольшие по протяженности, но тесно взаимосвязанные дороги Эстонии, Латвии и Литвы были объединены (1963) в единую П Она имеет 7 отделений: Рижское, Даугавпилсское, Елгавское, Эстонское, Вильнюсское, Шяуляйское и Граничит с Октябрьской дорогой по станциям Нарва, Печоры-Псковские, Пыталово, Зилупе: с Белорусской дорогой - по станциям Бигосово, Пабраде, Гудогай, Стасилай, Поречье, а также с дорогами Польши.

  В связи с быстрым развитием народного хозяйства сов. прибалтийских республик в послевоенное время грузооборот дороги возрос во много раз, составив в 1973 38,9 млрд. т×км (1,3% общесоюзного); пассажирооборот - 8,5 млрд. пасс. ×км. Такой рост перевозок потребовал технического перевооружения П: значительно усилено путевое хозяйство, многие участки дороги оборудованы полуавтоматической и автоматической блокировкой и диспетчерской централизацией, электрифицированы пригородные линии.

  К 1974 на долю тепловозной тяги приходилось около 90% всего грузооборота, а пассажирские перевозки полностью выполняются с помощью тепловозной и электровозной тяги. Узкоколейный участок П - Пярну перестроен на широкую колею, внедряется электрическая централизация стрелок и сигналов. Возросла пропускная способность крупных станций дороги: Шкыротава, Даугавпилс, Тарту, Вильнюс, Построена новая сортировочная станция Панеряй. В 1973 уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ составил около 82%. П имеет важное общесоюзное значение, т.к. обслуживает 5 крупных торговых морских портов, 2 нефтеперевалочные базы и 8 рыболовецких портов (среди них - Клайпеда, Лиепая, Вентспилс, Пярну, Рига, Хаапсалу, Пальдиски и др.), а также курорты, расположенные на Рижском взморье и в области. Примерно 1/2 пассажирооборота дороги приходится на пригородные перевозки. Награждена орденом Октябрьской Революции (1971).

  Е. Д. Хануков.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.11.2024 16:57:25