Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Прерывность и непрерывность

Прерывность и непрерывность (далее П) философской категории, характеризующие как структуру материи, так и процесс ее развития. Прерывность означает "зернистость", дискретность пространственно-временного строения и состояния материи, составляющих ее элементов, видов и форм существования, процесса движения, развития. Она основывается на делимости и определенной степени внутренней дифференцированности материи в ее развитии, а также на относительно самостоятельном существовании составляющих ее устойчивых элементов, качественно определенных структур, например элементарных частиц, ядер, молекул, организмов, планет, общественно-экономических формаций и т.д. Непрерывность, напротив, выражает единство, взаимосвязь и взаимообусловленность элементов, составляющих ту или иную систему определенной степени сложности. Непрерывность основывается на относительной устойчивости и неделимости объекта как качественно определенного целого. Именно единство частей целого и обеспечивает возможность самого факта существования и развития объекта как целого. Т. о., структура какого-либо предмета, процесса раскрывается как единство П. и н. Прерывность обеспечивает возможность сложного, внутренне дифференцированного, разнородного строения вещей, явлений. А "зернистость", отделенность того или иного объекта составляет необходимое условие для того, чтобы элемент данной структуры выполнял определенную функцию в составе целого. Вместе с тем прерывность обусловливает возможность дополнения, а также замены и взаимозамены отдельных элементов системы.

  Единство П. и н. характеризует и процесс развития явлений. Непрерывность в развитии системы выражает ее относительную устойчивость, пребывание в рамках данной меры. Прерывность же выражает переход системы в новое качество. Одностороннее подчеркивание только прерывности в развитии означает утверждение полного разрыва моментов и тем самым потерю связи. Признание только непрерывности в развитии ведет к отрицанию каких-либо качественных сдвигов и по существу к исчезновению самого понятия развития. Для метафизического способа мышления характерно обособление П. и н. Диалектический материализм подчеркивает не только противоположность, но связь, единство П. и н., что подтверждается всей историей науки и общественной практики.

  Лит.: Основы марксистско-ленинской философии, 3 изд., М., 1973.

  А. Г. Спиркин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 08:47:32