Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Прекрасное

Прекрасное (далее П), категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность П отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определенной чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие П носит бескорыстный характер.

  Для древнейшего эстетического сознания П мыслилось как неотъемлемое свойство мира, космоса. Для пифагореизма П есть гармония, внутренне присущая вещам, источник которой усматривался в мистически понимаемых количественных отношениях. По Гераклиту, "прекраснейший строй мира" и "прекраснейшая гармония" являются результатом единства и борьбы противоположностей. Гераклит говорит также об относительности П: "... Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей" (Платон, "Гиппий Больший", 289А). По Сократу, относительность П обусловлена тем, что "все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено" (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, , 8,5). Платон проводит четкое различие между тем, "что прекрасно" и тем, "что такое прекрасное" (Гиппий Больший, 287 Е), т. е. между сущностью П и его проявлениями. Сущность П Платон трактует как вечную, безотносительную, божественную идею, от которой зависит существование всех прекрасных явлений (см. "Пир", 211 А- В). Человек же, "видя здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную" ("Федр", 249 D).

  Отвергая теорию платоновских "идей", Аристотель полагает, что должно быть единым "прекрасное и бытие прекрасного" ("Метафизика", , 6, 1031 в). В соответствии с этим Аристотель рассматривает П как объективное свойство самой действительности, как проявление ее закономерностей: "... самые главные формы прекрасного, это - порядок <в пространстве>, соразмерность и определенность..." (там же, XIII, 3, 1078а 34); в живой природе П связано с целесообразностью (см. "О частях животных", 645а).

  Объективно-идеалистическое понимание П развивается в эстетических учениях неоплатонизма и христианства. Согласно Плотину, П в телах возникает благодаря приобщению к высшей красоте, исходящей от Единого (см. "Эннеады", 1, 6, 1-9). Августин писал, что бог сотворил "прекрасные разнообразные формы, блестящие и приятные цвета" ("Исповедь", X, 34). Фома Аквинский, усматривая конечный источник П в боге, условиями П считал целостность, или совершенство, должную пропорцию, или созвучие, и ясность (см. "Summa theologiae" 1, qu. 39, art. 8).

  Мыслители эпохи Возрождения были убеждены в объективности П, которое определяется Л. Б. Альберты как "... строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат..." ("Десять книг о зодчестве", т. 1, М., 1935, с. 178). Для Леонардо да Винчи и других теоретиков и практиков искусства Возрождения гармонически и многосторонне развитый человек - высшая мера П

  Классицизм трактовал П и его оценку рационалистично и нормативно. В эпоху Просвещения эстетика вычленяется в самостоятельную дисциплину (у А. Баумгартена) именно как "наука о прекрасном". Анализ П у просветителей связан с их поисками гармонических общественных связей, преодолевающих противоречия современной цивилизации. П рассматривается как посредствующее звено между разумом и чувствами, отвлеченным долгом и естественными влечениями, как "свобода в явлении" (Ф. Шиллер), как единство правды и идеала в искусстве (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Дидро, считая, что "... восприятие отношений есть основа прекрасного", различает "реально прекрасное" и "прекрасное, которое мы воспринимаем", или "относительно прекрасное" (см. Избранные произведения, М., 1951, с. 382, 378). Английская сенсуалистическая эстетика 18 в. детально исследовала психологию восприятия и переживания П (Ф. Хатчесон, Г. Хом, Э. Берк). Абсолютизация субъективной стороны П привела к идеалистическому отрицанию его объективности в эстетических воззрениях Д. Юма и И. Канта. По мнению Канта, "эстетическое свойство" - "то, что в представлении об объекте чисто субъективно..." (Соч., т. 5, М., 1966, с. 188) и "... суждение вкуса не познавательное суждение..." (там же, с. 210). Предмет может считаться прекрасным, если отношение к нему будет незаинтересованным, если он без понятия представляется как объект всеобщего "необходимого удовольствия" и если он воспринимается как обладающий "формой целесообразности" "без представления о цели" (там же, с. 245, 240). Г. Гегель при исследовании П отвергает кантовское "... ошибочное представление о существовании прочной противоположности между субъективным мышлением и объективными предметами..." (Соч., т. 12, М., 1938, с. 61). Для Гегеля П объективно как "чувственная видимость идеи" (там же, с. 115). Поскольку же в природе идея проявляется лишь смутно, то и П в ней несовершенно. Только искусство, по Гегелю, способно осуществить необходимое для истинно П полное соответствие идеи и образа; П в искусстве и есть идеал. Ценнейшее достижение гегелевской эстетики - диалектический подход к изучению П и понимание исторического развития П, хотя и на объективно-идеалистической основе.

  Материалистическая эстетика 18-19 вв. доказывала объективность П, рассматривая его как свойства, качества, отношения самой материальной действительности. "Под красотой я понимаю, - писал Э. Берк (Великобритания) в книге "Философское исследование происхождения наших идей о возвышенном и прекрасном", - качество или качества тел, благодаря которым они (тела.- Ред.) вызывают любовь или подобную страсть". Н. Г. Чернышевский выступил против упрощенной трактовки этой объективности у Берка, критикуя его за то, что тот принял "прекрасное и возвышенное прямо за качества самих тел, производящих на нас такие впечатления" (Полное собрание соч., т. 2, 1949, с. 136). Согласно Чернышевскому, "прекрасное есть жизнь" и "прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям" (там же, с. 10).

  В буржуазной эстетике конца 19 - 20 вв. проблема П рассматривается с идеалистических позиций. Согласно субъективно-идеалистической теории вчувствования (Р. Фишер, Т. Липпс, Верной Ли и др.), П образуется проецированием на предмет человеческого чувства. По определению Дж. Сантаяны (США) "... красота есть наслаждение, рассматриваемое как качество вещи" ("The sense of beauty", . ., 1955, p. 51). Для Б. Кроче П - "адекватность выражения" (см. "Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика", ч. 1, М., 1920, с. 106). В эстетике прагматизма П трактуется как качество "опыта" в идеалистическом его понимании; Дж. Дьадм (США) сводит П к "обозначению характерной эмоции" ("Art as experience", . ., 1934, p. 129). Ряд представителей современной буржуазной эстетики стирает границы между П и безобразным.

  Марксистская эстетика раскрыла закономерную связь между П и трудовой деятельностью человека, на основе которой вообще возникло его эстетическое отношение к миру. К. Маркс отмечает, что "... человек формирует материю также и по законам красоты", поскольку он в практическом созидании предметного мира утверждает себя в своей общественно-человеческой сущности и, в отличие от животного, "производит универсально... будучи свободен от физической потребности...", "... свободно противостоит своему продукту", умеет производить по мерам любого вида и всюду умеет прилагать к предмету соответствующую меру (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 566). Многообразные явления природы и общественной жизни обладают свойством П в той мере, в какой они в своей конкретно-чувственной целостности выступают как общественно-человеческая ценность, свидетельствующая об утверждении человека в действительности, предметно воплощающая свободное развитие человека и общества. Поэтому восприятие и переживание П вызывает бескорыстную любовь, чувство радости и ощущение свободы.

  Определенные закономерности (правильность, симметричность, гармония, ритм, пропорциональность, "целесообразность", мера в звуковых и цвето-световых отношениях), характеризующие внешний облик явлений, стали обладать эстетической значимостью, поскольку через познание и использование их человек материально и духовно утверждает себя в мире. Свойством П обладает сам человеческий труд как свободная, творческая, общественно значимая деятельность, доставляющая наслаждение "... игрой физических и интеллектуальных сил" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189), а также ее результаты, несущие на себе "отпечаток" большого мастерства и высокой культуры. В продуктах человеческой деятельности П выступает как проявление и, следовательно, как свидетельство целесообразности и совершенства.

  Значение П для человека и общества носит духовно-практический характер. Восприятие П бескорыстно, т. е. чуждо вульгарному утилитаризму, но это не есть "незаинтересованность". Напротив, переживание П потому и бескорыстно, что в нем сливаются личные и общественные интересы, человек ощущает себя лично причастным к общественному значению П Т. о., эстетическое отношение к П имеет и этический аспект, соответствующий единству эстетических и нравственных ценностей.

  П в искусстве - его художественная ценность - обусловлено правдивым отражением жизни (красота истины), выражением гуманистических идеалов, а также мастерством, создающим форму, гармонически соответствующую содержанию.

  П как ценность, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. Важнейшей задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности человека воспринимать подлинную ценность П

  В сов. литературе по эстетике проблема П - предмет дискуссии, в центре которой соотношение в П объективного и субъективного, природного и общественного.

  Лит.: Ванслов В. В., Проблема прекрасного, М., 1957; Дмитриева Н. А., О прекрасном, М., 1960; Эстетическое. Сб. ст., М., 1964; Крюковский Н., Логика красоты, (Минск, 1965); Лосев А. Ф., Шестаков В. П, История эстетических категорий, (М.), 1965; Природа и функции эстетического, (М.), 1968; Борев Ю., Эстетика, М., 1969; Столович Л. Н., Категория прекрасного и общественный идеал, М., 1969; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Philosophies of beauty,... sel. And ed. by Е. . Carritt, Oxf., (1962).

  Л. Н. Столович.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 20:36:52