Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Представление

Представление (далее П), образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения; высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. В отличие от восприятия, П поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с общим началом, с понятием. П осуществляется в двух формах — в виде воспоминания и воображения. Если восприятие относится только к настоящему, то П одновременно относится и к настоящему, и к прошлому.

  П есть вспоминающее созерцание, спецификой которого является промежуточность между созерцающим и мыслящим сознанием. Без воспоминания было бы невозможно узнавание: "... так называемое воспоминание в собственном смысле слова есть отнесение образа к созерцанию и притом в качестве подведения непосредственного единичного созерцания под то, что по своей форме является общим, под представление, имеющее то же самое содержание" (Гегель, Соч., т. 3, М., 1956, с. 257).

  С помощью воображения создаются П и мысленные ситуации, непосредственно не воспринимающиеся в целом в действительности. Чем реальнее отражение в П, тем продуктивнее его регулятивная и стимулирующая деятельность во всех видах человеческого творчества.

  Восприятие и П не есть независимые силы или способности сознания. Они образуют неразрывное единство. При этом П является синтезом многих чувственных впечатлений. Характеризуя диалектику взаимоотношения П и мышления, В. И. Ленин писал: "П ближе к реальности, чем мышление? И да, и нет. П не может схватить движения в целом, например, не схватывает движения с быстротой 300 000 км. в 1 секунду, а мышление схватывает и должно схватить" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 209).

  Лит. см. при ст. Воображение.

  А. Г. Спиркин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 18:30:52