Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Постоянного тока электродвигатель

Постоянного тока электродвигатель (далее П), постоянного тока машина, работающая в режиме двигателя. П дороже двигателей переменного тока и требуют больших затрат на обслуживание, однако они позволяют плавно и экономично регулировать частоту вращения в широких пределах, вследствие чего получили распространение на рельсовом и безрельсовом электрифицированном транспорте, в подъемных кранах, на прокатных станах, в устройствах автоматики и т.п.

  Основные характеристики П - зависимость частоты вращения n от вращающего момента (момента на валу) М, называемая механической характеристикой, и зависимость вращающего момента от тока якоря (ротора) я. Вид характеристик (рис. 2) определяется системой возбуждения двигателя (рис. 1); возбуждение может быть независимым, параллельным или смешанным. При независимом и параллельном возбуждении частота вращения меняется незначительно, зависимость n = f (M) имеет слабо выраженный падающий характер (т. н. "жесткая" характеристика). Для того чтобы частота вращения при изменении момента вращения менялась в широких пределах, применяют последовательное возбуждение; при этом зависимость n = f (M) имеет явно выраженный падающий характер ("мягкая" характеристика). Иногда у П с независимым возбуждением частота вращения по разным причинам может увеличиваться с возрастанием момента на валу, что приводит к неустойчивой работе двигателя. Для поддержания устойчивого режима работы, обеспечиваемого падающим характером кривой n = f (M). часто применяют смешанное возбуждение (устаревшее название - компаундное возбуждение), при котором основной поток создается параллельной обмоткой возбуждения, а последовательная обмотка является стабилизирующей. При смешанном возбуждении механическая характеристика имеет промежуточный характер.

  При подключении П к источнику питания ток в обмотке якоря (пусковой ток) в 15-20 раз превышает номинальное значение (в начальный момент эдс якоря равна 0 и ток ограничивается лишь сопротивлением цепи якоря). Для того чтобы уменьшить пусковой ток, в цепь якоря включают т. н. пусковое сопротивление, которое по мере нарастания частоты вращения постепенно уменьшают; по окончании пуска его замыкают накоротко.

  П с параллельным возбуждением имеют пределы регулирования частоты вращения примерно 1: 3. У них удобнее и дешевле всего регулировать частоту вращения реостатом в цепи возбуждения. Регулирование может производиться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения частоты вращения, причем при всех частотах вращения кпд сохраняется достаточно высоким.

  У П с последовательным возбуждением частота вращения регулируется в сторону уменьшения реостатом в цепи якоря, в сторону увеличения - включением параллельно обмотке возбуждения шунтирующего сопротивления. Потери в реостате, введенном в цепь якоря, существенно снижают кпд. При шунтировании обмоток возбуждения кпд изменяется незначительно.

  В СССР П выпускаются сериями, например серия ДК мощностью 40-110 квт на напряжения 250, 350, 750 в с регулированием частоты вращения от 0 до 4000 об/мин - для городского электрифицированного транспорта, серия Д мощностью 2,5-185 квт на напряжения 220-440 в с диапазоном регулирования частоты вращения 1: 3 - для привода мощных прокатных станов, подъемных кранов всех типов и т.п. В системах автоматического регулирования и в электроприборах бытового назначения получили распространение электроприводы с микродвигателями постоянного тока. Основное их достоинство - значительно большие, чем у микродвигателей переменного тока, диапазон и точность регулирования.

  Лит. см. при ст. Постоянного тока машина.

  Л. М. Петрова.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 21:08:06