|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Порт (гавань) | Порт (далее П) (франц. port, от лат. portus — гавань, пристань), участок берега моря, озера, водохранилища или реки и прилегающая водная площадь, естественно или искусственно защищенные от волнения и оборудованные для стоянки и обслуживания судов, выполнения перегрузочных и др. операций. Различают П (гавань) морские, обслуживающие морское судоходство, и речные — на внутренних водных путях.
Краткая историческая справка. Возникновение П (гавань) относится к глубокой древности. Первоначально стоянками судов служили естественно защищенные от волнения места (залив, губа, устье реки, прикрытый островом берег). По мере развития торговли и судоходства возникла необходимость в возведении причальных и оградительных сооружений; этим было положено начало портостроению. Известно о существовании морского П (гавань) у г. Месара на острове Крит (3400 до н. э.), двух больших П (гавань) у гг. Сидон и Тир на Средиземном море. В период Римской империи были основаны П (гавань) на островах Сицилия и Сардиния. Обширным П (гавань) (с внешними и внутренними бассейнами) обладал Карфаген. Одним из крупнейших римских П (гавань) был П (гавань) Остия, сооруженный в устье р. Тибр. В средние века развитию портостроения способствовали Великие географические открытия, расширение торговли и судоходства, сосредоточение больших количеств грузов в портовых пунктах на морских побережьях. Были созданы крупные П (гавань) в Нидерландах, Испании, позднее в Англии.
На территории СССР одни из первых П (гавань), через которые осуществлялась торговля со странами Западной Европы, возникли в 11—12 вв. на месте современного и Риги. Ряд крупных морских П (гавань) был основан при Петре : Таганрогский, Петровский (ныне Махачкала), Петербургский (Ленинградский, в устье р. Невы), Кронштадтский (на острове Котлин в Финском заливе), Петропавловский (на Камчатке). Однако значительное развитие портостроение (как в России, так и в др. странах) получило лишь с начала 19 в. в связи с появлением парового флота, увеличением размеров судов, их грузоподъемности и осадки, а также использованием землечерпательных машин для создания искусственно углубленных акваторий П (гавань) и подходов к ним. Строительство железных дорог существенно облегчило доставку грузов к П (гавань) и во многом содействовало их интенсивному развитию.
Общие характеристики порта. Основные элементы порта (рис. 1): акватория (водная часть) и территория (береговая часть). В состав акватории обычно входят водные подходы к П (гавань), рейды и внутренние бассейны. Водные подходы могут быть естественными (в виде участка моря или реки) или искусственными (с устройством подходных каналов, связывающих П (гавань) с естественными глубинами). Рейды — участки акватории, защищенные от сильного волнения, где суда могут стоять на якорях в ожидании разрешения на подход к причалам или на выход из П (гавань) При отсутствии в П (гавань) глубоководных причалов, на рейдах также производят перегрузочные операции, для чего используют вспомогательные мелкосидящие суда — лихтеры и баржи. Внутренние бассейны (иногда называют гаванями или портовыми бассейнами), прилегающие непосредственно к портовой территории, предназначаются для стоянки судов у причалов; в них производят основные и некоторые вспомогательные грузовые операции. Судоходная трасса к П (гавань) оборудуется знаками навигационной обстановки.
Территория П (гавань) включает: сухопутные подходы к П (гавань) (ж.-д. пути, автомобильные дороги, трубопроводы транспортного назначения); прикордонную часть, примыкающую к причальной линии, на которой размещаются т. н. при кордонные ж.-д. линии и автомобильные проезды, перегрузочные устройства и механизмы, склады и площадки для кратковременного хранения грузов, пассажирский вокзал (морской вокзал, речной вокзал.); тыловую часть, обычно занимаемую внутрипортовыми ж.-д. путями, автомобильными дорогами (в т. ч. для городского транспорта), складами долгосрочного хранения грузов, подсобными предприятиями П (гавань), служебными и административными зданиями.
Гидротехнические сооружения П (гавань): оградительные сооружения — молы, волноломы; причальные сооружения — пирсы, портовые набережные; судоподъемные и судоремонтные сооружения — эллинги, слипы, доки. К портовым гидротехническим сооружениям относятся также морские маяки и знаки судоходной обстановки, расположенные в пределах акватории П (гавань)
В состав основного оборудования П (гавань) входят: перегрузочные устройства и механизмы цикличного действия (портальные, гусеничные, козловые и мостовые краны, вагоноопрокидыватели) и непрерывного действия (передвижные и стационарные транспортеры, пневматические и гидравлические установки и насосные станции); устройства для бункеровки (снабжения судов топливом), энергосиловые установки, системы освещения и связи, противопожарные устройства и т.д.
Внутрипортовый транспорт П (гавань): дорога (обычно норм. колеи), грузовой автотранспорт, специальный безрельсовый транспорт (самоходные тележки, погрузчики, автолесовозы и др.). Внутрипортовые водные перевозки осуществляются служебно-вспомогательным флотом (главным образом баржами с буксирами).
Основные технические характеристики П (гавань): глубина у причала, длина причальной линии и отметка портовой территории. Глубина у причала отсчитывается от наинизшего судоходного уровня воды и определяется расчетными осадками судов и запасом глубины под килем судна. В современных морских П (гавань) глубина у причалов для сухогрузных судов составляет 10—15 м, нефтеналивных — 15—20 м. Длина причальной линии определяет количество судов, которые могут одно временно стоять у причалов и подвергаться обработке. Количество причалов устанавливается отдельно по каждой категории грузов. Кроме причалов, необходимых для выполнения грузовых и пассажирских операций, в П (гавань) предусматриваются также вспомогательные причалы, обслуживающие бункеровку, стоянку служебно-вспомогательного флота и судоремонт. Отметка портовой территории (возвышение над уровнем воды) выбирается с таким расчетом, чтобы территория П (гавань) при высоком стоянии уровня не затоплялась и были созданы наиболее благоприятные условия для выполнения грузовых и др. операций. Отметка при кордонной части портовой территории, как правило, постоянна, что облегчает движение ж.-д. транспорта.
План П (гавань) — общее взаимно увязанное расположение всех его частей — составляется с учетом рельефа, метеорологических, гидрологических и др местных условий и согласуется с планом примыкающего города. Так, например, морской П (гавань) не должен "отрезать" город от моря и в то же время необходимо, чтобы в городской застройке была оставлена свободной часть прибрежной территории для дальнейшего развития П (гавань) Пассажирская часть П (гавань), располагаемая, как правило, поблизости от центральной части города, должна обеспечивать удобный для городского транспорта доступ к морскому (или речному) вокзалу.
Причальные линии могут располагаться фронтально (вдоль берега), вдоль молов, на выступающих в акваторию пирсах, а также вдоль внутренних береговых бассейнов. Размещение причалов должно обеспечивать, с одной стороны, удобство подхода и швартовки судов, а с другой — возможность обслуживания причалов ж.-д. и автомобильным транспортом.
Основные транспортно-экономические характеристики П (гавань): его грузооборот, пропускная способность, судооборот. Грузооборот (главный показатель работы П (гавань)) — суммарное количество грузов (в тоннах), прошедших через П (гавань) в обоих направлениях (с суши на воду и наоборот) в течение года. Пропускная способность П (гавань) — наибольшее количество грузов, которое П (гавань) может пропустить (переработать) в течение года в обоих направлениях при его заданных технических характеристиках, определенном режиме перевозки грузов и при использовании прогрессивной технологии перегрузочных работ. Под судооборотом П (гавань) понимается количество судов, посещающих П (гавань) в течение данного периода (год, месяц, сутки).
Классификация современных портов
Морские порты разделяются в основном на гражданские (торговые, рыбные и др.) и военные. Торговые П (гавань) обычно служат перевалочными пунктами для грузов, направляемых морским путем за границу (экспорт) или обратно (импорт), а также для грузов, перевозимых между П (гавань) одной страны (каботаж). Среди торговых П (гавань) различают П (гавань) общего назначения, выполняющие разнообразные грузовые операции (к ним относится большинство крупных П (гавань) международной торговли — Ленинград, Владивосток, Лондон, Марсель, Нью-Йорк и др.), и специализированные П (гавань), предназначенные главным образом для операций с грузом одной категории, определяющим характер всей работы П (гавань), например, с углем (Кардифф), лесом (Архангельск), нефтью (Абадан); сюда же могут быть отнесены пассажирские П (гавань) (например, Ялта, Сочи, французский П (гавань) Кале), для которых грузовые операции имеют второстепенное значение. Особый вид морских П (гавань) — морские станции, обеспечивающие снабжение проходящих судов топливом, пресной водой, продовольствием. Рыбные П (гавань) (например, или Мурманский, рис. 2) служат базами рыболовецкого флота; в них помимо складов-холодильников нередко размещаются и предприятия по переработке рыбы. П (гавань)-убежища представляют собой рейды, на которых во время штормов под искусственной или естественной защитой могут становиться на свои якоря или специальные бочки суда каботажного плавания, траулеры, промысловые шхуны, моторные боты. В П (гавань)-убежищах обычно имеются судоремонтные мастерские и судоподъемные средства для оказания помощи судам, получившим повреждения. Военные П (гавань) служат для базирования соединений кораблей военного флота и обычно являются составной частью баз военно-морских.
По месту расположения морские П (гавань) делятся на устьевые, лагунные, береговые, внутренние (рис. 3). Устьевые П (гавань) (наиболее распространенные) сооружаются при выходе в море водного пути, проникающего глубоко внутрь страны и несущего большие потоки грузов. Крупнейшие П (гавань) мира — Роттердам, Лондон, Нью-Йорк, Ленинград, Архангельск, Гамбург — находятся в устьях рек. Характерная особенность таких П (гавань) — расположение причальных устройств по берегам рек, на некотором удалении от моря, что исключает необходимость возведения оградительных сооружений. Лагунные П (гавань) устраивают на береговых озерах (лагунах), отделенных от моря естественно возникшими песчаными косами и соединенных с ним каналами (П (гавань) Ильичевск близ Одессы, иранский П (гавань) Пехлеви). Береговые П (гавань), создаваемые непосредственно на открытом морском берегу (например, Марсельский и Одесский П (гавань)), обычно требуют устройства достаточно развитых оградительных сооружений (молов и волномолов); при расположении их в бухтах, имеющих естественную защиту (например, в Севастополе, Владивостоке, Рио-де-Жанейро, Сан- оградительные сооружения, как правило, не устраивают. Внутренние П (гавань) размещают на значительном расстоянии от моря на низовых (глубоководных) участках рек (например, Херсон, Николаев, Руан) либо на искусственных каналах, прорытых от моря внутрь страны (Манчестер, Амстердам, Брюссель),
По транспортному значению различают П (гавань): мировые (центры мировой торговли), представляющие собой узлы мощных грузовых потоков, направляющихся с океана внутрь материка и обратно: международные, обслуживающие обмен грузов между различными странами; местные, посещаемые преимущественно судами каботажного плавания или служащие укрытиями для мелких судов. В СССР морские П (гавань) по грузообороту и административным признакам подразделяются на 3 разряда.
Речные порты по назначению делятся на общие, специальные, аванпорты, П (гавань)-убежища. Общие и специальные П (гавань) предназначены для передачи грузов с судов на берег и обратно. В аванпортах, расположенных на водохранилищах (в верхних бьефах шлюзов), составы судов или плоты переформировываются перед вводом их в камеру шлюза; аванпорты используются также для отстоя судов и плотов, прибывающих из нижнего бьефа в верхний во время шторма. Иногда под защитой одних и тех же оградительных сооружений находятся одновременно аванпорт и П (гавань) общего назначения (Куйбышевский, Цимлянский и др.). П (гавань)-убежища служат лишь для отстоя судов и плотов во время шторма; они создаются обычно в естественных бухтах; причальные сооружения в них, как правило, не устраиваются.
По расположению различают П (гавань): на свободных реках, характерной особенностью которых являются значительные колебания уровня воды (до 15 м и более); на судоходных каналах, в которых амплитуда колебаний уровня всегда невелика; водохранилищные и озерные, подвергающиеся воздействию ветровых волн и требующие, как правило, устройства оградительных сооружений (эти П (гавань) имеют много общего с морскими). Русловые П (гавань) на свободных реках обычно имеют на акватории 2 рейда (рейд прибытия и рейд отправления), на которых соответственно расформировываются или формируются буксируемые составы и откуда отдельные баржи подаются буксирами к причалам для грузовых операций. Рейды обычно располагаются выше или ниже причалов с тем, чтобы не стеснять транзитного судового хода и акватории у причалов. Значительные колебания уровня воды определяют характер причальных устройств в речном П (гавань) и обусловливают применение дебаркадеров и в некоторых случаях т. н. весенних причалов. Внерусловые П (гавань) на свободных реках и П (гавань) на судоходных каналах располагаются в естественных бухтах, в искусственных бассейнах и на уширениях каналов.
Основные элементы, гидротехнические сооружения и технические характеристики речных П (гавань) те же, что и у морских П (гавань) По навигационному грузообороту речные П (гавань) СССР подразделяются на 5 классов.
Лит.: Ляхницкий В. Е., Проектирование портов, Л., 1956: Пы и портовые сооружения, ч. 1—2, М., 1964—67: Горюнов Б. Ф. и Шихиев Ф. М., Морские порты и портовые сооружения, М., 1970; Брюм А. И., Технологическое проектирование морских портов, М., 1971.
М. Э. Плакида.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:29:08
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|