|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Попов Алексей Дмитриевич | Попов (далее П) Алексей Дмитриевич (12(24).3.1892, г. Николаевск, ныне Пугачев Саратовской области, — 18.8.1961, Москва), советский режиссер, теоретик театра и педагог, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения (1957). Член КПСС с 1954. Учился в школе живописи в Казани С 1912 актер МХТ. В 1918—23 актер, режиссер и руководитель Театра студийных постановок (Кострома), где создал ряд спектаклей, следуя творческим принципам МХТ ("Потоп" Бергера, "Сверчок на печи" Диккенса, "Вечер, посвященный Парижской Коммуне" и др). В 1923—30 режиссер 3-й Студии МХТ (с 1926 — Театр им. Евг. Вахтангова), где активно утверждал советскую драматургию, поставив спектакли "Виринея" Сейфуллиной и Правдухина (1925), "Разлом" Лавренева (1927). В 1930—35 художественный руководитель Театра Революции; в его постановках пьес Н. Ф. Погодина "Поэма о топоре" (1931), "Мой друг" (1932), "После бала" (1934) нашла убедительное сценическое воплощение героика социалистических строек.
Деятельность П.-режиссера, отмеченная правдивым, многогранным раскрытием духовного мира человека нового, социалистического общества, особенно полно проявилась в Центральном театре Красной (ныне Советской) Армии (ЦТСА), который он возглавлял в 1935—60. Здесь П. создал большие народно-героические спектакли, посвященные созидательному труду и воинским подвигам советского человека. Типические черты современника П. раскрывал через бережную, тонкую передачу психологии каждого отдельного образа и одновременно через насыщенные мыслью и чувством массовые сцены. Среди его работ в ЦТСА — "Год 19-й" Прута (1936), "Сталинградцы" Чепурина (1944), "Степь широкая" Винникова (1949), "Поднятая целина" по Шолохову (1957). Ставил спектакли, посвященные истории России: "Полководец Суворов" Бехтерева и Разумовского (1939), "Полководец" Тренева (1945), "Флаг адмирала" Штейна (1950) — в ЦТСА; "Иван Грозный" ("Трудные годы") А. Н. Толстого (1946) — во МХАТе.
Значительным вкладом в сценическое раскрытие философского гуманистического смысла произведений У. Шекспира явились постановки П. трагедии "Ромео и Джульетта" (1935, Театр Революции) и комедии "Укрощение строптивой" (1937, ЦТСА). Интересным опытом создания одной из первых советских кинокомедий был фильм П. "Два друга, модель и подруга" (1928). Принципы режиссерской школы МХАТа П. применял творчески, основываясь прежде всего на проникновении в сущность современной действительности, в духовный мир советского человека. Теоретически разработал положение о художественной целостности спектакля как об органической гармонии всех его компонентов, в основе которых лежит жизненная правда. П. был воспитателем многих актеров и режиссеров. С 1919 вел педагогическую работу, преподавал в училище при ЦТСА и в ГИТИСе (с 1940 профессор, в 1961 художественный руководитель). Государственная премия СССР (1943, 1950, 1951). Награжден орденом Ленина и медалями.
Соч.: Художественная целостность спектакля, М., 1959; Воспоминания и размышления о театре, М.. 1963; Спектакль и режиссер. 2 изд., М., 1972.
Лит.: Зоркая Н., Творческий путь А. Д. Па, М., 1954.
Б. И. Ростоцкий.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:36:16
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|