Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Покупательные фонды населения

Покупательные фонды населения (далее П), часть денежных доходов населения, предназначенная для покупки товаров и характеризующая общий объем его платежеспособного спроса на товары народного потребления. В практике планирования и учета в СССР общий объем П определяется на основе балансов денежных доходов и расходов населения (см. Баланс денежных доходов и расходов населения) и составляет разницу между всей суммой денежных доходов, с одной стороны, и суммой нетоварных расходов (оплата услуг, обязательные и добровольные платежи) и прироста сбережений — с другой. При определении П по отдельным союзным и автономным республикам, краям и областям учитывается также сальдо между полученными и отосланными денежными средствами по переводам и аккредитивам.

  П на плановый период рассчитываются Госпланом СССР и госпланами союзных и автономных республик, плановыми органами исполкомов местных Советов. Отчетные данные о П составляются ЦСУ СССР и его местными органами. На основе П разрабатываются планы розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли (с расчетом полного обеспечения их товарным предложением), за исключением той части, которая используется населением на покупку товаров в системе потребительской кооперации (по ценам местных рынков; см. Кооперация потребительская) и непосредственно у колхозов.

  В 1970 покупки товаров в государственной и кооперативной торговле СССР возросли по сравнению с 1965 (в сопоставимых ценах) на 48%. В 1973 они составили 186 млрд. руб. Однако покупки товаров народного потребления не характеризуют полностью как покупательных возможностей населения, так и фактической реализации П Следует иметь в виду, что в объеме розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли отражается продажа товаров не только населению, но и организациям, предприятиям, учреждениям, колхозам (в порядке т. н. мелкого опта; доля таких продаж составляет в среднем 4,5—4,6% объема розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли), а также (по кооперативной торговле) продажа с.-х. продуктов, закупленных и принятых на комиссию по ценам согласно договоренности (в 1973 объем указанной продажи в системе потребительской кооперации составил 1,4 млрд. руб.). Часть денежных доходов, предназначенных для покупки товаров, может оставаться нереализованной (вследствие структурных различий в спросе и предложении товаров) и идти на увеличение денежных сбережений населения. В то же время при оптимальном сочетании спроса и предложения П могут возрастать за счет сокращения сбережений. Постоянный рост П в условиях социализма является следствием высоких темпов роста национального дохода и использования его в интересах общества. Непосредственно на величину П оказывает влияние рост численности рабочих и служащих в народном хозяйстве и повышение их заработной платы, увеличение денежных доходов колхозников, рост выплат населению из общественных фондов потребления, сокращение налогов и др. факторы. Только за 1961—70 численность рабочих и служащих увеличилась в СССР на 45%, их среднемесячная заработная плата с добавлением выплат и льгот из общественных фондов — на 53%, выдача колхозникам денег и продуктов в порядке оплаты труда в расчете на один отработанный человеко-день — в 2,75 раза.

  Аналогичный процесс наблюдается и в др. социалистических странах. Например, численность рабочих и служащих в народном хозяйстве стран — членов СЭВ за 1961—70 возросла на 33,4%. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в государственном и кооперативном секторах народного хозяйства увеличилась за тот же период в Болгарии на 58%, в Польше на 46%, в Венгрии на 39%, в Чехословакии на 38%.

  В СССР и в др. странах социалистической системы П возрастают не только в номинальном выражении, но и в реальном значении. Это происходит вследствие снижения розничных цен на товары народного потребления (см. Розничные цены). Снижение цен, не оказывая влияния на общую сумму и на среднедушевой уровень покупательных фондов, увеличивает возможности покупки товаров населением.

  В условиях капитализма вследствие инфляционного роста цен на потребительские товары реальное движение П имеет тенденцию к снижению, которая сохраняется даже при определенном увеличении заработной платы, достигаемом в результате классовой борьбы трудящихся.

  Лит.: Чернявский У. Г., Потребности, спрос, товарооборот в социалистическом обществе, М., 1971, гл. 3; Планирование народного хозяйства СССР, под ред. Н. С. Коваля, 3 изд., М., 1973, гл. 18; Планирование народного хозяйства СССР, под ред. Л. Я. Беррн, 2 изд., М., 1973, гл. 17.

  П. В. Пирогов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.10.2017 01:23:35


23:45 ЦСКА во второй раз подряд проиграл в Лиге чемпионов
22:28 В центре Харькова внедорожник сбил 11 человек
21:34 Дудь назвал поход Собчак в президенты «стремным» и позвал на интервью
01:12 Президенты США нашли необычное применение красной кнопке
00:02 Раскрыта тайна гибели Древнего Египта
00:01 Названы самые ужасающие статьи «Википедии»