Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Подшипник скольжения

Подшипник скольжения (далее П), опора пли направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряженных поверхностей. По направлению восприятия нагрузки различают радиальные и осевые (упорные) П В зависимости от режима смазки П делятся на гидродинамические и гидростатические, газодинамические и газостатические (роль смазки выполняет воздух или нейтральный газ), с твердой смазкой. Существует множество конструктивных типов П: самоустанавливающиеся, сегментные, самосмазывающиеся и др.

  Радиальные П обычно выполняются в виде втулки, двух или более вкладышей, полностью или частично охватывающих вал. Такие П работают главным образом в режиме жидкостного или полужидкостного трения. Смазка подводится через отверстия во вкладышах (рис. 1, а), кольцевые или местные винтовые канавки и карманы, находящиеся в зоне разъема (рис. 1, б). Радиальные П применяются в буксовых узлах вагонов, в опорах двигателей внутреннего сгорания, турбогенераторов и др. П тяжело нагруженных опор (например, валков прокатных станов) имеют диаметры от 140 до 1200 мм, относительный зазор, т. е. отношение разности диаметров отверстия втулки и шейки вала к диаметру отверстия втулки (см. рис. 1, а) , принимается равным 0,0003—0,002, а отношение  равным 0,6—0,9. При этих условиях обеспечивается работа в диапазонах относительных скоростей скольжения от 0,2 до 60 м/сек и удельных давлений 5—25 Мн/м2 (50—250 кгс/см2). В форсированных двигателях внутреннего сгорания удельные давления на П могут достигать 30—35 Мн/м2 (300—350 кгс/см2). Высокоскоростные П жидкостного трения выполняются с жесткими вкладышами (рис. 2, а, б, в) или самоустанавливающимися в виде качающихся (рис. 2, г), свободных (рис. 2, д) и кольцеобразных "плавающих" (рис. 2, е) вкладышей.

  Осевыми П являются простые подпятники, сегментные упорные подшипники (рис. 3); по характеру работы к ним относят также торцовые уплотнения, ползуны и крейцкопфы. Сегментный упорный П состоит из неподвижных или качающихся опорных подушек, образованных набором секторов, и упорного диска или кольца на вращающемся валу. Подушки имеют небольшой наклон к плоскости упорного диска. Способность самоустанавливаться обеспечивается пружинами, качающимися опорами, гидравлической системой или упругим деформированием. Упорные П широко используются в опорах турбо- и гидрогенераторов. В П крупных гидрогенераторов диаметр диска может достигать 4,5 м и нести нагрузку до 4000 тс.

  Гидро- и газодинамические подшипники работают в режиме, при котором поверхности трения разделяются слоем жидкости или газа в результате действия давления, возникающего в вязком смазочном слое вследствие относительного движения поверхностей. В гидро- и газостатическом П полное разделение поверхностей трения деталей, находящихся в относительном движении или покое, осуществляется смазочным материалом, поступающим под внешним давлением в зазор между поверхностями. Существуют также П, называемые гидростатодинамическими, которые часть времени, например при пуске, работают как гидростатические, а в основном режиме — как гидродинамические.

  Расчет П, работающих в режиме разделения поверхностей трения смазочным слоем, производится на основе гидродинамической теории смазки. При расчете определяются минимальная толщина смазочного слоя (обычно измеряемая в мкм), давление в смазочном слое, температура и расход смазочных материалов. Изготовляют П из металлических и неметаллических подшипниковых антифрикционных материалов.

  Лит.: Дьячков А. К., Подшипники скольжения жидкостного трения, М., 1955; Коровчинский М. В., Теоретические основы работы подшипников скольжения, М., 1959; Чернавский С. А., Подшипники скольжения, М., 1963; Подшипники скольжения, Бухарест, 1964; Гидродинамические опоры прокатных валков, М., 1968; Снеговский Ф. П., Опоры скольжения тяжелых машин, М., 1969; Токарь И. Я., Проектирование и расчет опор трения, М., 1971.

  Н. А. Буше, С. М. Захаров.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 06:30:37