Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Повесть

Повесть (далее П) (англ. tale, франц. nouvelle, histoire, нем. Geschichte, Erzähiung), одна из эпических жанровых форм художественной литературы; ее понимание исторически изменялось. Первоначально, в истории древней рус. литературы, термин "П" применяли для обозначения прозаических (а иногда и стихотворных) произведений, не обладающих ярко выраженной экспрессивностью художественной речи ("П о разорении Рязани Батыем", повесть о Петре и Февронии, "П о Фроле Скобееве"; см. Повести древнерусские) и вне зависимости от их жанрового содержания; все они невелики по объему. В середине 18 в., когда русскими писателями был усвоен термин "роман", жанровые обозначения прозаического произведения потеряли четкость: произведения, близкие по объему, назывались по-разному (Ф. А. Эмин назвал своего "Мирамонда" романом, а М. М. Херасков своего "Полидора" - П). После Н. М. Карамзина П осознавалась уже как прозаические произведения сравнительно малого, а роман - как большого объема (А. С. Пушкин выпускает "Повести но называет романом "Капитанскую дочку"). В 1835 В. Г. Белинский дает этому различию общее определение: он называет П "распавшимся на части... романом", "главой, вырванной из романа". С 1840-х гг., когда стало появляться особенно много совсем небольших по объему прозаических произведений - рассказов (часто "очеркового" склада), понятие "рассказ" заняло свое особое место в той же шкале обозначений. Постепенно сложилось устойчивое теоретическое представление: "рассказ" - малая форма эпической прозы, "повесть" - ее средняя форма, "роман" - большая. Оно преобладает и доныне.

  Однако еще В. Г. Белинский заметил, что "форма" повести "может вместить в себя" и "легкий очерк нравов", "саркастическую насмешку над человеком и обществом", но и "глубокое таинство души", "жестокую игру страстей". Иначе говоря, в прозаических произведениях одного и того же - пусть "среднего" - объема может быть раскрыто различное жанровое содержание: или нравоописательное ("насмешка над человеком и обществом"), или романическое ("таинство души", "игра страстей"). А возможно и третье - содержание героическое (столкновение общественных сил). Так, в творчестве Н. В. Гоголя есть "повести" трех разновидностей жанрового содержания: "П о том, как поссорились..." - "Портрет" - "Тарас Бульба". В творчестве А. П Чехова есть такие "повести", которые по существу являются небольшими (средними по объему текста) романами ("Три года", "Моя жизнь").

  С другой стороны, иногда даже и большие сюжетные стихотворные произведения - эпические "поэмы", не имеющие возвышенной направленности, называют "повестями", что еще более запутывает терминологию. Очевидно, существующая жанровая терминология нуждается в пересмотре и уточнении.

  Лит.: Белинский В. Г., О русской повести и повестях г. Гоголя, Полн. собр. соч., т. 1, М., 1953; его же, Разделение поэзии на роды и виды, там же, т. 5, М., 1954; Кожинов В. В., П, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 5, М., 1968; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971; Поспелов Г. Н., Проблемы исторического развития литературы, М., 1972, с. 152-189.

  Г. Н. Поспелов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 16:30:29