Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Пневматическая почта

Пневматическая почта (далее П) (от греч. pneumatikós - воздушный), вид пневматического транспорта для перемещения документов и мелких предметов потоком воздуха по трубопроводам. П используют для пересылки документов на предприятиях связи, в библиотеках, банках и др. учреждениях, историй болезни и лекарств в больницах, деталей и инструментов, проб (например, горячего металла) в экспресс-лаборатории на промышленных предприятиях и т. д. Первая действующая установка П с протяженностью трубопроводов 100 м была построена на Лондонском телеграфе в 1853.

  Основные элементы установок П: трубопроводы, транспортные контейнеры, приемно-отправительные устройства и воздуходувки. Транспортные контейнеры - патроны или капсулы с вложенными в них предметами - с помощью приемно-отправительного устройства закладываются в трубопровод и под действием перепада давления, создаваемого воздуходувкой, движутся от станции отправления к станции назначения, где изымаются из него. Различают П внутреннюю, функционирующую внутри здания, и внешнюю, связывающую предприятия и учреждения в городе. Трубопроводы внутренней П обычно выполняют из тонкостенных цельнотянутых труб внутренним диаметром 50-120 мм. Их общая длина достигает нескольких сотен м. Наименьший радиус кривизны трубопровода ~1 м. Материал труб - латунь, дюралюминий, сталь, а с начала 60-х гг. 20 в. - часто также полихлорвинил. Для перемещения документов и предметов стандартной формы без упаковки в патроны иногда пользуются трубопроводами прямоугольного сечения (например, 10´70 мм). В установках внешней П используют, как правило, стальные, пластмассовые или асбестоцементные трубы диаметром 65-1000 мм, прокладываемые в грунте. Их длина между соседними станциями достигает нескольких км, а общая длина - нескольких сотен км (например, в Париже - 600 км).

  Патрон представляет собой короткий отрезок трубы, диаметр которой примерно на 25% меньше внутреннего диаметра трубопровода (рис. 1). На его внешней поверхности располагаются 2 (реже 1) уплотнительные головки из фетра или кожи. Средняя скорость движения патрона с вложениями массой до 1-2 кг составляет 6-20 м/сек (в отдельных установках до 45 м/сек). Производительность установок П - до 2,4 тыс. патронов в час.

  Приемно-отправительное устройство в простейшем исполнении представляет собой разрыв или продольный вырез в трубопроводе, закрываемый вручную подвижной гильзой (рис. 2). В однотрубных реверсивных установках П приемно-отправительные станции выполняют в виде герметичного ящика, внутри которого трубопровод имеет продольный вырез. Патрон принимается автоматически с помощью клина, выдвигаемого электромагнитом (рис. 3).

  Для воздухоснабжения установок П используют воздуходувки и вентиляторы, создающие в трубопроводах или разрежение, или избыточное давление воздуха. Давление регулируется при помощи заслонок и дроссельных клапанов.

  Применяют линейные, радиальные и кольцевые схемы соединения станций П (рис. 4). При малых грузопотоках (до 100 патронов в час) несколько станций соединяют одним трубопроводом - линией двухстороннего действия (рис. 4, а). В движении на такой линии может находиться только 1 патрон. В однотрубных установках внешней П для увеличения их производительности применяют разъезды, которые располагают как в середине участка линии между двумя станциями, так и на станциях. При такой конструкции на участке могут двигаться одновременно несколько патронов. Двухтрубная линия (рис. 4, б) обеспечивает независимое движение нескольких патронов в обоих направлениях. Несколько (от 2 до 6) линий могут подключаться к одному узлу - распределительному центру с ручным или автоматическим управлением, в котором производится перегрузка и сортировка патронов (рис. 4, в). По кольцевой схеме (рис. 4, г) патроны пересылаются между любыми станциями без перегрузок. При двухтрубной линии и кольцевой схеме приемные станции оборудуют стрелками (на ответвлениях линии, рис. 5). Управление стрелками осуществляется при помощи т. н. несущей памяти - системы контактных или колец на гильзе патрона или централизованно, например при помощи телефонных искателей.

  Перспективным направлением развития П является применение труб большого диаметра (450 мм в ФРГ, 600 мм во 1020 мм в СССР) и контейнеров на колесах, соединенных в поезда (по 5-6 контейнеров в каждом), что позволяет транспортировать грузы общей массой ~ 10 т со скоростью 40-60 км/ч.

 

  Лит.: Руденко Н., Говоров Ф., Пневмотранспорт документов и мелких предметов в патронах (пневмопочта), М., 1963; Контейнерный трубопроводный пневмотранспорт промышленных грузов, М., 1972; Heck G., Frerichs ., Eske ., Die Grobrohrepost, Bd 1-2, Baden-Baden, 1965-69.

  И. А. Ламм, Г. А. Птицын.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 13:23:06