Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Плюрализм

Плюрализм (далее П) (от лат. pluralis — множественный), философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П в онтологии), оснований и форм знания (П в гносеологии). Термин "П" был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712. П противоположен монизму и имеет различные формы: 1) дуализм, согласно которому существуют два начала — материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира. История философии может быть рассмотрена не только как борьба П и монизма, но и как столкновение разных форм П, например материалистического и идеалистического П Так, античный — материалистический вариант П, поскольку у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант П, представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций — монад.

  Качественное описание действительности, которое составляло одну из особенностей знания до возникновения точного естествознания (классической механики, количественной химии), было связано с выдвижением множества разнородных начал ("четырех стихий" — земли, воды, воздуха и огня и т.п.), каждое из которых характеризует в своей специфичности определенную сферу реальности. Наука нового времени, стремившаяся выявить внутренние связи явлений, свести качественное многообразие явлений к количественно измеримым, единым основаниям, в принципе отвергла П Классическая философия 17—18 вв. в целом была монистичной, ибо пыталась осмыслить бытие как нечто единое и целостное, совпадая в этом с ориентацией классического естествознания, которое превращало механику в универсальный и единственно истинный способ объяснения действительности.

  Развитие идеалистической философии в конце 19—20 вв. характеризуется усилением тенденций к П, что находит свое выражение прежде всего в персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой личности, в философии жизни, прагматизме (У. Джемс), экзистенциализме, "критической" онтологии Н. Гартмана.

  В гносеологии обращение к П было связано с революцией в физике и кризисом прежних способов объяснения мира на рубеже 19—20 вв., преодолением механицизма и формированием новых систем понятий, на первых порах казавшихся независимыми друг от друга.

  Превращение П в осознанную методологическую позицию характерно для таких направлений идеалистической "философии науки", как, например, конвенционализм А. Пуанкаре ( концепция "критической методологии", предложенная английским философом К. Поппером и его учениками (П Фейерабендом и др.) и называемая ими "теоретическим П", и др. Вместе с тем в науке усиливается и противоположная тенденция — к интеграции знания и построению единой картины мира.

  В современной буржуазной социологии П как методологическая ориентация представлен в ряде концепций: в т. н. теории факторов, теории политического П, трактующей механизм политической власти как противоборство и равновесие заинтересованных групп (см. "Плюралистической демократии" теория). Ряд идеологов правого и "левого" ревизионизма утверждает, что существует П внутри марксизма, выражающийся в различных равноправных его интерпретациях (сциентистской, антропологической и пр.), в существовании множества "моделей" социализма, не имеющих между собой ничего общего. Эти антинаучные концепции отвергают интернациональный характер марксизма-ленинизма и общие закономерности строительства социалистического общества.

  Диалектический материализм преодолевает ограниченность как вульгарного монизма, так и П и, подчеркивая материальное единство мира, развивает одновременно учение о качественно различных формах движения материи, о многообразии и сложной взаимосвязи разных сфер и уровней бытия.

  Лит.: Джемс В., Вселенная с плюралистической точки зрения, M., 1911; Цехмистро И. З., Диалектика множественного и единого, M., 1972; Laner ., Pluralismus oder Monismus, ., 1905; Jakowenko ., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928; Der Methoden und Theorien-pluralismus in den Wissenschaften, Meisenheim am Glan, 1971.

  А. П Огурцов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 14:37:50