Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Площадь (архитект.)

Площадь (далее П), открытое, архитектурно организованное, обрамленное какими-либо зданиями, сооружениями или зелеными насаждениями пространство, входящее в систему других городских пространств. Предшественниками городских П (архитект.) были парадные дворы дворцовых и храмовых комплексов Крита, Египта, Вавилонии, Ассирии. Их прямоугольный план и периметрическую застройку унаследовали древнегреческие агоры и древнеримские форумы. Столь же замкнутый характер (при почти всегда нерегулярном плане) имели П (архитект.) европейских городов 12-14 вв.; главные П (архитект.) были торговые П (архитект.) В эпоху Возрождения создавались обычно П (архитект.) с очертаниями в виде правильной геометрической фигуры (прямоугольник, трапеция); большое значение приобрели П (архитект.) для гражданских собраний со зданием городского управления и лоджией для заседаний патрициата. Барокко вводит в практику градостроительства круглые, многоугольные и сложных очертаний П (архитект.)

  Большую общественную и градостроительную роль играли кремлевские, торговые, соборные П (архитект.) в русских средневековых городах. В 18 в. получили широкое распространение П (архитект.) с открытой пространственной композицией. Выдающиеся образцы П (архитект.) различного назначения были созданы архитекторами русского классицизма в последней трети 18 - 1-й трети 19 вв.

  В современном градостроительстве городские П (архитект.) делятся на два типа: транспортные и пешеходные. Транспортные П (архитект.) выполняют функции узлов движения городского транспорта; П (архитект.) с большой интенсивностью движения иногда сооружают в нескольких ярусах (на поверхности земли, подземные, надземные) для развязки движения транспорта в разных уровнях. Транспортные П (архитект.) часто имеют конкретное специализированное назначение: например, вокзальные П (архитект.) (на которых должны быть разделены потоки пассажиров, направляющихся на посадку и прибывающих), П (архитект.) с обширными стоянками автомобилей перед крупными заводами, стадионами, зрелищными и выставочными сооружениями (на таких П (архитект.) должны быть разделены потоки людей, направляющихся на работу или в зрелищные учреждения, и потоки людей, возвращающихся обратно). П (архитект.), предназначенные преимущественно для движения пешеходов, также могут иметь специализированное назначение: главные П (архитект.) - парадный и представительный центр города, театральные, торговые, мемориальные (в честь больших исторических событий, выдающихся государственных деятелей, ученых, мастеров искусства). Такие П (архитект.), в композицию которых зачастую включаются произведения монументальной скульптуры и живописи, иногда являются выдающимися архитектурными ансамблями и в значительной мере определяют облик населенных мест. Главные П (архитект.) или системы главных П (архитект.), являющиеся ядром центра города, обычно имеют большие размеры и наиболее впечатляющую, монументальную застройку (например, здания общегосударственных и городских учреждений); здесь проводятся парады, праздничные демонстрации, митинги, народные гуляния. В современном градостроительстве вблизи парадных, главных П (архитект.), на которых размещены здания, привлекающие значительное число работающих, зрителей, посетителей и пр., размещают специальные транспортные П (архитект.) для временной стоянки автомобилей. П (архитект.) различного назначения могут иметь озеленение в центральной части (преимущественно партерное; см. Партер) или по периметру, либо смешанное. В садово-парковых П (архитект.) партерная часть обычно сочетается с деревьями и кустарниками, кронам которых стрижкой придают определенную геометрическую форму, или с естественными куртинами зеленых массивов, обрамляющих П (архитект.) См. также статьи Градостроительство, Дворцовая площадь, Искусств площадь, Красная площадь, Марсово поле, Островского площадь.

  Лит.: Брикман А. Э., П и монумент как проблема художественной формы, М., 1935; Бунин А. В., История градостроительного искусства, т. 1, М., 1953; Баранов Н. В., Композиция центра города, (М., 1964); Основы советского градостроительства, т. 2, 4, М., 1967-69.

  Н. В. Баранов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 18:52:33