Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Планер

Планер (далее П) (франц. planeur, от planer — парить), безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Движется поступательно под действием собственного веса. Его полет в спокойной атмосфере происходит с постоянным снижением под некоторым углом к горизонту (углом планирования) и основан на тех же физических законах, что и полет самолета. При наличии в атмосфере восходящих потоков воздуха становится возможным полет П без потери высоты или с ее набором — парение. Современные П различают: по числу мест — одно-, двух- и многоместные; по назначению — учебные, тренировочные и рекордные (спортивные). Одноместные рекордные П бывают стандартного (с размахом крыла до 15 м) и открытого (без ограничения размаха) классов.

  Первый П был построен и испытан французским моряком Ж. Ле Бри в 1868. Используя для запуска буксируемую лошадью тележку, на которой располагался П, он сумел осуществить планирующие полеты на расстояние до 30 м. В конце 19 — начале 20 вв. было совершено большое число кратковременных планирующих спусков с холмов, благодаря которым человек научился управлять полетом П В 1891—96 немецкий инженер О. Лилиенталь первый провел большое число успешных планирующих полетов на расстояние до 250 м на т. н. балансирных П Управление такими П сводилось к перемещению центра тяжести аппарата путем отклонения тела летчика в нужную сторону. Последователями О. Лилиенталя стали в Великобритании инженер П Пилчер, в США инженер О. Шанют и братья О. и У. Райт. Успешные полеты на П братьев Райт в 1901—03 позволили им построить самолет, представлявший собой несколько увеличенную копию их П; на нем они впервые совершили полет в 1903. Начиная примерно с 1908 полеты на балансирных П становятся распространенными. Позже баланс был заменен управлением рулями — такими же, как и на самолетах. В 1913 в Крыму русский конструктор С. П Добровольский впервые в России совершил парящие полеты продолжительностью ~ 5 мин на П-биплане, который имел систему рулевого управления; в нем летчик находился в сидячем положении.

  В СССР планеростроение получило размах в 20—30-е гг.; конструкторами были К. К. Арцеулов, Г. Ф. Грошев, В. И. Емельянов, С. В. Ильюшин, Б. Н. Шереметев, А. С. Яковлев и многие др. В период 2-й мировой войны 1939—45 в СССР, США, Великобритании, Японии строились многоместные десантные буксирные П для переброски солдат и техники через линию фронта. На фронтах Великой Отечественной войны 1941—45 применяли 7-местный десантный П А-7 конструкции О. К. Антонова и 11-местный Гр-29 конструкции В. К. Грибовского. Первым в мире десантным буксирным П был построенный в 1932 в Москве 18-местный П "Яков Алкснис" конструкции Б. Д. Урлапова.

  В начале 70-х гг. 20 в. П (спортивного назначения) и методы полетов на них были значительно усовершенствованы, что позволило выполнить рекордные полеты на высоте до 14 км, дальностью свыше 1000 км (см. Пный спорт). Известными конструкторами современных П являются: в СССР — О. К. Антонов, конструкторский коллектив Казанского авиационного института, Б. О. Карвялис, Б. И. Ошкинис, В. Ф. Спивак и др.; в Польше — А. Курбиль, В. Окармус; в ФРГ — Г. Вейбель, К. Холингхаус.

  П 20-х гг. имели деревянную конструкцию (рис. 1). По своему внешнему виду, размерам, принципу управления и размещению летчика они мало чем отличались от самолетов тех лет, однако их масса была значительно меньше. В дальнейшем конструкция П претерпела существенные изменения, которые привели к увеличению аэродинамического качества П (отношения подъемной силы крыла к полной силе лобового сопротивления) и удлинения крыла (отношения размаха крыла к его ширине), а также к уменьшению минимальной скорости снижения П (до 0,5 м/сек). Стал применяться ламинаризированный профиль крыла с характерной изогнутостью в хвостовой его части. Благодаря тому, что летчик стал располагаться в кабине в полулежачем положении ногами вперед, а кабину летчика закрыли прозрачным "фонарем", не выступающим за контур фюзеляжа, резко уменьшилось максимальное сечение фюзеляжа (мидель). Было применено одноколесное шасси, убирающееся в полете (рис. 2). Основными конструкционными материалами для современного П служат дюралюминий и стеклопластик, дерево применяется значительно реже.

  Запуск П осуществляется различными способами. В 30-х гг. для этого использовали резиновый шнур, и П запускался, как камень из рогатки. Начиная с 1931 советские планеристы освоили старт с помощью буксировки П за самолетом. С тех пор такой старт (как правило, до высоты 600 м) сделался обычным для спортивных П Основным способом взлета П без помощи самолета стал автостарт — подъем посредством стального троса и лебедки с приводом от двигателя внутреннего сгорания (высота подъема 200—300 м). В 60-х гг. получили распространение также П с мотором — мотопланеры, осуществляющие самостоятельный взлет.

  Основные летно-технические характеристики современного П имеют следующие значения: наибольшее аэродинамическое качество 40—53; размах крыла до 29 м, удлинение крыла 20—36; нагрузка на крыло 250—350 н/м2; скорость снижения 0,4—0,8 м/сек; скорость полета (при наибольшем аэродинамическом качестве) 80—100 км/ч; максимально допустимая скорость полета 220—250 км/ч.

 

  Лит.: Пьецух А. И., Крылья молодежи, М., 1954; Шереметев Б. Н., Пы, М., 1959; Костенко И. К., Сидоров О. А., Шереметев Б. Н., Зарубежные планеры, М., 1959; Замятин В. М., Пы и планеризм, М., 1974 (лит.); Keedus Ü., Purilend, Tallinn, 1962; Skarbinski A., Stafiej ., Projektowanie i konstrukcja szybowcow, Warsz., 1965; Podręcznik pilota szybowcowego, Warsz., 1967.

  И. К. Костенко.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 08:07:50