Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Плагальная каденция

Плагальная каденция (далее П) (позднелат. plagalis, от греч. plágios — боковой, косвенный) (музыкальное), тип гармонической каденции, в котором заключительной тонике предшествует субдоминанта ( — ,  — ,  — и т.п.). Противопоставляется главному, основному типу — автентической каденции, в которой осуществляется переход от доминанты к тонике. Сравнительно с автентической каденцией П имеет более мягкий, менее динамичный и напряженный характер. П нередко встречается в заключениях полифонических композиций эпохи Возрождения (отсюда др. название — церковная каденция), а также в русской музыке (в связи с типичной для русского народа музыки плагальностью и характерным мелодическим заключением — ; пример — песня Садко "0й ты, темная дубравушка" из 2-й картины оперы Н. А. Римского-Корсакова "Садко").

  Лит.: Трамбицкий В. Н., Плагальность и родственные ей связи в русской песенной гармонии, в сборнике: Вопросы музыкознания, в. 2, М., 1955.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 14:46:21