Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Плагальная каденция

Плагальная каденция (далее П) (позднелат. plagalis, от греч. plágios — боковой, косвенный) (музыкальное), тип гармонической каденции, в котором заключительной тонике предшествует субдоминанта ( — ,  — ,  — и т.п.). Противопоставляется главному, основному типу — автентической каденции, в которой осуществляется переход от доминанты к тонике. Сравнительно с автентической каденцией П имеет более мягкий, менее динамичный и напряженный характер. П нередко встречается в заключениях полифонических композиций эпохи Возрождения (отсюда др. название — церковная каденция), а также в русской музыке (в связи с типичной для русского народа музыки плагальностью и характерным мелодическим заключением — ; пример — песня Садко "0й ты, темная дубравушка" из 2-й картины оперы Н. А. Римского-Корсакова "Садко").

  Лит.: Трамбицкий В. Н., Плагальность и родственные ей связи в русской песенной гармонии, в сборнике: Вопросы музыкознания, в. 2, М., 1955.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 17.12.2017 07:12:38


05:47 Макгрегор послал рестлинг и захотел вернуться в MMA
05:32 Температура в Москве установила рекорд тепла почти за 140 лет
04:47 Пентагон потратил миллионы долларов на изучение НЛО
03:46 Курс биткоина перевалил за 19 тысяч долларов
02:46 Ле Пен понадеялась на разрушение Евросоюза изнутри
01:34 Новое правительство Австрии задумало отменить антироссийские санкции