|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Пищевые монополии | Пищевые монополии (далее П) капиталистических стран. Основные отрасли пищевой промышленности капиталистических стран находятся под контролем небольшого числа монополий. В отличие от других отраслей, где наиболее крупные монополии как, правило, американские, первой П по величине оборота является англо-нидерландская "Юнилевер" (Unilever), второй - швейцарская "Нестле" (Nestlé Alimentana SA), за которыми следует ряд П США. Высоко монополизирована пищевая промышленность США, особенно мясоконсервная и молочная, в Великобритании, Нидерландах и других странах Западной Европы - масложировая, чайная, кофейная, какао-шоколадная и др. отрасли, работающие на привозном сырье. П монополизировали производство отдельных товаров не только в своих, но и в др. странах. Путем экспорта продукции и капитала они захватили мировые капиталистические рынки многих продовольственных товаров. Наибольшей внешнеэкономической экспансией отличаются "Юнилевер" и "Нестле" и П США - производители безалкогольных напитков ("Кока-кола Ko" - Coca-Cola Со и др.). В бывших колониальных и зависимых странах П монополизировали производство и заготовку отдельных видов ценного сырья. Американские П господствуют в мясохладобойной промышленности Южной Америки, "Юнайтед фрут" (United Fruit Со) - в странах Центральной Америки, где она владеет огромными плантациями бананов, кофе и тростника. Только от торговли бананами "Юнайтед фрут" получает до 600% прибыли на вложенный капитал.
Монополизировав производство продовольственных товаров, поддерживая монопольно высокие продажные цены на свою продукцию и крайне низкие закупочные цены на сырье, П эксплуатируют население.
Почти все П длительное время специализировались на выпуске пищевых товаров одной группы - мясной, молочной, зерновой и т.п. В условиях научно-технической революции предприятия пищевой промышленности, как и др. традиционных отраслей, стали заметно отставать по темпам развития от новых прогрессивных отраслей промышленности (электроника и др.). В связи с острой межотраслевой конкуренцией П начали усиленно диверсифицировать свою программу, проникая как в новые для них более прибыльные подотрасли пищевой промышленности, так и в др. отрасли производства и услуг. П Западной Европы объединяют свои усилия, а также кооперируются с др. монополиями для завоевания рынков отдельных товаров или услуг. В 1971 "Юнилевер" и "Нестле" заключили договор о совместной деятельности по сбыту замороженных продуктов в Западной Европе, практически утвердив свой контроль над этим рынком. В 1970 "Нестле" подписала соглашение с монополией по ж.-д. перевозкам в Западную Европу о создании совместной сети ресторанов в странах континентальной Европы, Ближнего и Среднего Востока и Африки. В погоне за высокими прибылями П идут на жульничество и обман, фальсифицируя продукты.
Англо-нидерландская П "Юнилевер" - крупнейший производитель пищевых жиров в капиталистическом мире, где она контролирует свыше 40% производства маргарина и свыше 30% производства мыла. Перерабатывает 1/3 жиров и масел, поступающих на мировой рынок, владеет в США предприятиями по производству растворимого чая. Образовалась в результате слияния английского мыловаренного треста "Левер бразерс" (возник в 1894) и нидерландского маргаринового треста "Маргарин юни" (1927). За сравнительно короткий срок распространила свое влияние на весь капиталистический мир, проникла в маслобойную, мыловаренную, пищевую, косметическую и другие отрасли промышленности США, Великобритании, Нидерландов, ФРГ, и других стран. Быстрый рост монополии неразрывно связан с мировыми войнами и колониальной экспансией английского империализма. За годы 2-й мировой войны 1939-1945 ее товарооборот более чем удвоился. Производственная программа "Юнилевер" включает большое число пищевых (в 1972- 52% общих продаж) и др. товаров, контролирует более 600 компаний в 64 странах. Основные районы деятельности - Западная Европа (65% оборота), Америка (15%), Африка (14%). "Юнилевер" имеет около 200 предприятий, из которых в Западной Европе - 150. Ее дочерняя фирма "Юнайтед Африка" (United Africa) имеет широкую сеть плантаций (банановых, каучуковых, кокосовых и др.), промышленных и торговых предприятий почти в 20 странах Африки. "Юнилевер" возглавляют 2 формально независимые холдинг-компании - "Юнилевер Н. В." (Роттердам) и "Юнилевер Лтд." (Лондон). "Юнилевер" тесно связан с крупнейшими монополистическими группами Нидерландов ("Амстердамско-Роттердамский банк") и Великобритании ("Мидленд банк").
Показатели деятельности ведущих пищевых монополий млн. долл. (1972).
Наименование монополий< | Год ос-нования | Оборот | Активы | Собст-венный капитал | Валовая прибыль | Число занятых, тыч. чел. | "Юнилевер" | 1929 | 8864 | 4681 | 2299 | 3212 | 337,0 | "Нестле" | 1866 | 4130 | 3264 | 1702 | 1712 | 116,0 | "Свифт энд ко" | 1855 | 3241 | 936 | 466 | 79 | 33,6 | "Крафтко" | 1923 | 3197 | 1245 | 826 | 208 | 48,9 | "Дженерал фудс" | 1922 | 2424 | 1596 | 819 | 246 | 48,5 | "Беатрис фудс" | 1924 | 2384 | 934 | 519 | 160 | 62,0 | "Борден" | 1899 | 2193 | 1333 | 725 | 137 | 46,7 | 1 Расположение по размеру оборота в убывающем порядке. 2 Чистая прибыль.
Швейцарская П "Нестле" начала свою деятельность с производства сгущенного молока. Крупнейший производитель растворимого кофе, контролирует 30% рынка диетических продуктов ФРГ и 55% - и Швейцарии, а также одну из крупнейших пивоваренных фирм ФРГ и одну из ведущих пищевых компаний В 1971 на молочные продукты приходилось 25% ее оборота, на детское и диетическое питание - 7%, безалкогольные напитки, включая растворимый кофе, - 32%. "Нестле" имеет (1973) 297 предприятий, в том числе 11 в Швейцарии, 132 в др. странах Западной Европы, 26 в США. 95% занятых у "Нестле" работает на ее заграничных предприятиях. "Нестле" тесно связана с крупнейшими швейцарскими банками и с американским банком "Морган гаранти траст компани".
Крупнейший в мире трест мясохладобойной промышленности "Свифт энд К°" (Swift and Со) - 1-я П США. Основной район ее деятельности - США. Она монополизировала скупку и убой скота и переработку мяса в ряде штатов. "Свифт" имеет предприятия также в Канаде и Великобритании. В 1971 на производство пищевых продуктов (мясо и мясопродукты, птица, молочные продукты, мороженое, пищевые жиры) приходилось 75% ее продаж. Имеет около 170 предприятий. Входит в сферу влияния Чикагской финансовой группы. "Крафтко" (Kraftco) - 1-я в США П по производству молочных продуктов, на которые в 1972 приходилось 56% ее продаж, и крупнейшая в мире по выпуску готовых к употреблению упакованных продуктов (35%). Выпускает также мороженое и замороженные десерты, товары, косметику, стеклотару. В конце 60-х гг. усилила внешнеэкономическую активность, основав производство маргарина и мороженого в Испании и Ирландии, сосисок - в Канаде, сыра - в Японии. На 25 предприятий "Крафтко" за пределами США (в основном в странах Западной Европы) в 1972 приходилось 13% ее продаж. Входит в сферу влияния нескольких финансовых групп США.
П "Дженерал фудс" (General Foods Corp.) - одна из ведущих в мире производителей упакованных пищевых продуктов, 1-я в США П по изготовлению растворимого кофе. Выпускает также различные напитки, десерты, бакалейные товары, эксплуатирует широкую сеть закусочных и ресторанов, в том числе самообслуживания, в США и Канаде. В начале 70-х гг. освоила производство и косметических товаров, игрушек и ряда др. товаров. В 1972 на ее заграничные предприятия приходилось 25% продаж, в том числе на Канаду - 8%. Имеет свыше 70 предприятий, в том числе 34 за пределами США.
"Беатрис фудс" (Beatrice Foods Со) - 2-я в США П по производству молочных продуктов. Одна из наиболее молодых и экспансионистских П Только в 1970 она поглотила около 30 фирм. Ее производственная программа включает 8 тыс. наименований, в том числе 600 молочных продуктов. В 1972 на пищевые товары и связанные с их производством и распределением услуги в США и др. странах приходилось около 75% ее оборота. Имеет свыше 600 предприятий и складов-холодильников в США и 26 в др. странах.
"Борден" (Borden Со) занимает в США важные позиции в молочной промышленности, которая долгое время была основой ее деятельности. С середине 60-х гг. проникает в новые для нее отрасли пищевой промышленности. Выпускает широкий ассортимент пищевых продуктов: сыры, хлебобулочные изделия, овощные и фруктовые консервы, растворимый кофе, замороженные продукты, минеральные воды и др. (в 1972-38% продаж), молочные продукты, товары для промышленности и сельского хозяйства. 80 предприятий "Борден" в 25 странах дают 15% ее оборота. В США ей принадлежит 170 предприятий.
И. А. Агаянц. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:37:50
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|