Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Пиратство

Пиратство (далее П) (от греч. peiratés — грабитель, разбойник), морской разбой, в международном праве незаконный захват, ограбление или потопление торговых и др. гражданских судов, совершаемые в открытом море частновладельческими или государственными судами. К П приравнивается нападение во время войны кораблей, подводных лодок и военных самолетов на торговые суда нейтральных стран.

  П исторически появилось одновременно с развитием мореплавания. В Древней Греции, например, П считалось одним из законных способов обогащения наравне с морской торговлей. В средние века морские пираты (особенно так называемые корсары) не только занимались разбоем, но и захватывали невольников, вели торговлю рабами, грабили приморские города и требовали от них выкупов и даже собирали дань. П использовалось некоторыми государствами для борьбы за господство на море и для захвата новых земель. Так, в 17 в. Великобритания и использовали пиратов (флибустьеров) для борьбы с Испанией и для колониальных захватов в Америке. С середины 17 в. вплоть до 2-й половины 19 в. наряду с П широкое распространение в практике крупных морских держав получил узаконенный морской разбой (каперство). На протяжении длительного времени он наносил ущерб интересам государств, подрывал принцип свободы судоходства в открытом море. Попытки ограничить П, признать его международным преступлением делались еще в Древнем Риме.

  В современном международном праве сложились обычные нормы, согласно которым пиратские суда и их экипажи не должны пользоваться защитой какого-либо государства. Пиратское судно может преследоваться в открытом море, а в случае сопротивления его могут потопить военные суда любого государства. Экипаж такого судна подлежит уголовному преследованию и наказанию, а само судно — конфискации по законам захватившего государства. Военные суда любого государства, если у них возникли достаточные основания подозревать, что какое-либо судно занимается морским разбоем, имеют право задержать подозреваемое судно (см. также Визитация).

  В период итало-германской интервенции в Испании (1936—39), когда подводные лодки и Италии совершали пиратские нападения на торговые суда СССР, Великобритании, и др. стран, возникла проблема борьбы с государственным П 14 сентября 1937 участники Международной конференции по борьбе с П на Средиземном море подписали Нионское соглашение о коллективных действиях против пиратских подводных лодок. После 2-й мировой войны 1939—45 были случаи пиратских нападений чанкайшистов на торговые суда различных государств (в 1953—54). В 60—70-х гг. случаи П против небольших торговых и рыболовецких судов участились в Южно-Китайском, Андаманском, Филиппинском и др. морях.

  Обычные нормы международного права, касающиеся борьбы с П, кодифицированы в Женевской конвенции об открытом море, 1958.

  В. И. Менжинский.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 10:12:04