Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Пикассо Пабло

Пикассо (далее П) (Picasso; собственно Руис-и-П, Ruiz у Picasso) Пабло (25.10.1881, Малага, Испания,— 8.4.1973, Мужен, французский художник, испанец по происхождению. Член Французской коммунистической партии с 1944. Учился у своего отца Х. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье (1894—95), Барселоне (с 1895) и Мадриде (1897—98). С 1904 почти постоянно жил в Париже. Первые значительные произведения П. относятся уже к началу 1900-х гг. Картины "голубого периода" (1901—04), написанные в сумрачной, почти монохромной гамме голубых, синих и зеленых тонов, и "розового периода" (1905—06), в колорите которых преобладают розово- и розово-серые оттенки, посвящены теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг), романтической жизни странствующих комедиантов; они исполнены острого, подчас горького чувства утраченной или ускользающей, мимолетной гармонии человека с миром ("Старый нищий с мальчиком", 1903; "Девочка на шаре", 1905; обе — в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Отличающиеся тонкостью цветового строя, пластичностью форм и в то же время остротой лаконичного рисунка, эти произведения П. отмечены проникновенностью социально-психологической характеристики человека. В 1907 П. решительно порывает с реалистической традицией мировой живописи (впоследствии же он еще не раз будет обращаться к реалистическим приемам, классическим мотивам и темам, парадоксально сочетая их с самыми крайними экспериментами авангардизма). Обостренно, в большей мере интуитивно, нежели осознанно, ощущая кризис буржуазного общества и его гуманитарной культуры, новые трагические условия существования, не видя в капиталистическом мире общественных сил, а в современном искусстве ценностей, способных противостоять пугающей действительности, П. подвергает ее в своем творчестве безжалостной вивисекции, произвольному искажению. Сознательная деформация натуры ("Авиньонские девушки", 1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк), а также односторонняя интерпретация системы П. Сезанна и увлечение африканской скульптурой приводят П. (вместе с Ж. Браком) к созданию кубизма. Разлагая предмет на составные геометрические элементы, оперируя комбинациями ломающихся плоскостей и громоздящихся объемов, он отрицает реальный мир, существующий вне нас, и само изобразительное начало искусства, заменяя его "активностью" художника, чей субъективный произвол принимает форму геометрической игры отвлеченных элементов, разрушающих чувственно-наглядные образы вещей. Некоторые произведения П. кубистического периода не лишены декоративного изящества и эмоционального звучания. ("Дама с веером", 1909), а в ряде случаев сохраняет и остатки реальных образов (портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). С середины 10-х гг., наряду с опытами в области фактуры ("Бутылка аперитива", коллаж, 1913,см. илл.) и поисками чистой декоративности ("Три музыканта", 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк), завершающими период кубизма, в творчестве П. возникают неоклассические тенденции (так называемый неоэнгризм); это нашло отражение в таких работах, как "Три женщины у источника" (1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк), "Мать и дитя" (1922, Художественный музей, Балтимор), иллюстрации к "Метаморфозам" Овидия (офорт, 1931), серия "Мастерская скульптора" (входящая в "Сюиту Воллара", офорт, 1933—34). Характерными для неоклассицизма П. являются настроения сказочной идиллии, графическое изящество линий. Более реальным представлением о человеке проникнуты появляющиеся в его творчестве с конца 10-х гг. образы современников, людей из народа (рисунки — "Рыбак", карандаш, 1918; "Отдыхающие крестьяне", перо, 1919). Резким контрастом по отношению к этим произведениям являются многие работы 20—30-х гг., с их безудержной трансформацией натуры ("Танец", 1925, частное собрание), полемической эстетизацией "безобразного", "отталкивающего", порой низменно-эротического ("Женщина на пляже", 1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк), в которых П. обнаруживает близость к сюрреализму. Обе линии — гуманистически-элегическая и иррационально-фантастическая — сталкиваются в серии "Минотавромахия" (офорт, 30-е гг.), воплощающей в символическом образе Минотавра (человека-быка) извечную борьбу светлого, разумного начала с темным, слепоинстинктивным; серия словно проникнута болезненно-острым предчувствием той трагедии, в которую вскоре будет повергнут мир.

  Со 2-й половины 30-х гг. творчество П. все сильнее пронизывают отзвуки современных событий; его реакция на господствующий в буржуазном мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей чаще всего получает метафорическую окраску, выражается языком мрачного гротеска, в утрированно искаженных, режущих глаз формах ("Плачущая женщина", 1937, собрание Пенроз, Лондон; "Кот и птица", частное собрание, 1939). С этого же времени во всей полноте начинает выявляться общественная позиция П. Он становится видным деятелем Народного фронта во активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом (1936—39). Его искусству этого периода еще не чужды черты субъективизма, но не эти черты, а то, в какой мере удается преодолеть их, обусловливает создание им прогрессивных произведений широкой общественной значимости. Человеконенавистническая сущность фашизма разоблачается им в серии "Мечты и ложь генерала Франко" (акватинта, 1937). Гневным протестом против фашистского террора является монументальное панно "Герника" (1937, Музей современного искусства, Нью-Йорк), в котором экспрессия манеры П. тех лет достигает своего высшего накала.

  В годы 2-й мировой войны 1939—45 П. остается в оккупированной немецко-фашистскими войсками и принимает участие в Движении Сопротивления. После войны он находится в первых рядах борцов за мир и демократию. Передовые, гуманистические воззрения П. проявляются в его работах: рисунок "Голубь мира" (тушь, 1947), ставший символом движения за мир; панно "Мир" и "Война" (1952, капелла "Храм Мира" в Валлорисе). Со 2-й половины 40-х гг. творчество П. особенно многообразно. Он продолжает создавать станковые живописные произведения, возвращаясь в них к античным реминисценциям, в резко утрированной, пародийной форме интерпретируя картины старых мастеров (например, "Лас Менинас" Д. Веласкеса), продолжая свою полемику против реалистического искусства. П. работает и как скульптор ("Человек с ягненком", бронза, 1944, статуя в Валлорисе), керамист (около 2000 изделий) и очень много как график, использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра, литография и др.) и изобразительных средств (тонкая, то гибкая, то резкая линия, мягкие монохромные или сочные контрастные пятна). В эти годы вновь проявляется характерная особенность творческого метода П.— принцип серийности (цикл рисунков и литографий "Человеческая комедия", 1953—54, и др.). Новые, иногда загадочные образные метафоры находит П., продолжая обращаться к своим постоянным, излюбленным темам — цирку, бою быков, античной мифологии, мотивам художника и модели, спящего и созерцающего. Большое место в его наследии занимают женские портреты.

  Творчество П. оказало и оказывает большое влияние на искусство 20 в. во многих его областях. Оно противоречиво сочетает в себе передовые общественные стремления и выражение кризиса современного буржуазного искусства. П. прошел сложный путь, но в ответственные исторические моменты он осознавал свое место — место борца за прогрессивные идеалы.

  В 1950 П. был избран во Всемирный Совет Мира. Лауреат Международной премии Мира (1950) и Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1962).

  Соч.: (Высказывания и документы), в кн.: Мастера искусства об искусстве, (т. 5, кн. 1), М., 1969, с. 299—316.

  Лит.: Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., (б. г.), стр. 170—73; Луначарский А. В., Об изобразительном искусстве, т. 1, (М., 1967), стр. 177—85, 324—27, 351—53; П. Сб. ст. о творчестве, (Пер. с нем., франц. и польск.), М., 1957; Всеобщая история искусств, т. 6, кн. первая, М., 1965, с. 95—101; Графика П. (Альбом), М., 1967; Зернов Б. А., Пабло П против фашизма, Л., 1971; Дмитриева Н. А., П, М., 1971; Zervos Ch., Pablo Picasso. Catalogue général des œuvres de 1895 á 1963, v. 1—23, ., 1932—71.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.10.2017 08:21:36


08:05 Российского блогера обвинили в развращении малолетних с помощью фаллоимитатора
07:31 Женатый футболист «Спартака» поведал об отдыхе в стриптиз-клубах
07:17 Секс оказался способом продления жизни
07:10 Правительство России утвердило перенос выходных дней в 2018 году
06:40 Людей заставили есть самый омерзительный фрукт на планете и показали их реакцию
05:27 Автор памятника Калашникову отказался исправлять монумент