Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Персонализм

Персонализм (далее П) (от лат. persona — личность), теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — бога. П сформировался в конце 19 в. в России и США, затем в 30-х гг. 20 в. во и др. странах. В России идеи П развивали Н. А. Бердяев, Л. Шестов, отчасти Н. О. Лосский и др. Основоположниками американского П явились Б. Боун, Дж. Ройс; их последователи — У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Э. Кент, Д. Райт, П Шиллинг, Р. Т. Флюэллинг, объединившиеся вокруг журнала "Personalist", основанного в 1920 Флюэллингом. Французские персоналисты (П Ландберг, М. Недонсель, Г. Мадинье, П Рикер и др.) группировались во главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа вокруг журнала "Esprit", основанный в 1932. Представителями нерелигиозного П были Б. Коутс (Великобритания), В. Штерн ( и др.

  Принципу идеалистического монизма и панлогизма гегелевского толка в П противопоставляется идеалистический плюрализм — множественность существований, сознаний, воль, личностей. При этом удерживается принцип теизма, то есть творения мира верховной персоной (богом) и наделения его способностью развития. Персоналисты выдвигают на первый план не познающего истину субъекта классической философии, а человеческую личность во всей полноте ее конкретных проявлений, в ее неповторимой индивидуальности. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Но истоки личности коренятся, по П, не в ней самой, а в бесконечном едином начале — боге. Существует аналогия между этими принципами П и монадологией Г. Лейбница (см. Монада), развившейся в конечном счете в форме теодицеи. Задачу ориентации человека в мире П возлагает на религиозную философию, которая должна найти смысл существующего с точки зрения волеизъявления человека в соотнесенности с высшим началом, богом.

  Распространение П— симптом кризиса позитивистского мировоззрения и усиления тенденций иррационализма. В России П разрабатывался в русле философско-литературного идеалистического движения начала 20 в., представители которого считали личность единственным субъектом истории и носителем культуры в противоположность народным массам и выступили одними из первых теоретиков "массовой культуры" и "массового общества". Личность была противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю ее жизнь, а судьба личности была противопоставлена теории прогресса. Теоретической базой развития идей П в России явилась попытка найти "третью линию" в философии, снимающую противоположность материализма и идеализма, субъекта и объекта. По мысли Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно П, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить свое неповторимое "Я". П различает понятия индивида и личности. Человек как часть рода, как часть общества есть индивид; о нем — биологическом или социальном — ничего не известно, он лишь элементная часть, определяемая соотношением с целым. Человек же как личность может утвердить себя только путем свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. Таким образом, в основе учения П о личности лежит тезис о свободе воли. С позиций П вопрос о закономерностях социального развития не может быть решен рациональным познанием. Решение всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравственную оценку. "... Вся глубина проблемы не в достижении такой организации общества и государства, при которой общество и государство давало бы свободу человеческой личности, а в утверждении свободы человеческой личности от неограниченной власти общества и государства..." (Бердяев Н., Судьба человека в современном мире, Париж, 1934, с. 25).

  Принцип деятельного волевого индивида в конце 19 в. привлекает внимание философов США. Раннее поколение американских персоналистов (Боун, Дж. Хауисон, Калкинс) выступило против распространенного в США абсолютного идеализма, против подчинения личности безличному космическому порядку. В дальнейшем Брайтмен и Флюэллинг развили положение о "мире личности" во всей его полноте, который "больше" мира природы и является подлинной ареной бытия.

  Главный представитель французского католического П— Э. Мунье объявляет христианское учение о личности основой революционного переворота в жизни человечества, позволяющего создать некое "общество личностей", подобное христианской общине. Поскольку личность, согласно П, находится во враждебных отношениях с действительностью, жизнь личности начинается с того, что она ломает контакт со средой; она должна уйти в себя, чтобы "сосредоточиться". Внутренние свойства личности, "призвание", "интимность" должны, по Мунье, предохранить личность и общество как от тоталитаризма, так и от индивидуализма, соединить личности между собой. Главным способом самоутверждения личности выступает внутреннее самоусовершенствование.

  В понимании социальных проблем имеется определенное различие между американским и французским П Первое направление остается в рамках констатации кризиса современного общества и человека, возлагая надежды на жизнеспособность западной культуры и подменяя социальную проблематику задачей самоусовершенствования личности. Французский же П, акцентируя внимание именно на социальной доктрине (Мунье), проповедует идеал средневековой общины как антипода урбанистической цивилизации. Для французского П, окрашенного пессимистически, характерна антикапиталистическая направленность. Мунье писал о всеобщем кризисе капитализма, который приведет его к гибели; призывал к социальному обновлению, к "персоналистской и общинной революции", отличаемой им от социалистической революции, ведущей к коллективизму. Эта революция, по его мнению, должна быть одновременно и духовной, и экономической, создать условия для расцвета личности и бесконфликтности в обществе. Она мыслится как результат распространения персоналистского учения среди людей.

  П является попыткой конкретизировать христианский идеал личности в условиях современного капиталистического общества, при наличии отчуждения, где над человеком довлеют и порабощают его враждебные общественные силы. История П свидетельствует, что провозглашенная им программа социальных и духовных преобразований носит утопический характер. В настоящее время П в значительной мере утратил свое влияние, его основная проблематика разрабатывается неотомизмом и особенно экзистенциализмом.

  Лит.: Быховский Б. Э., Американский персонализм в борьбе против науки и общественного прогресса, М., 1948; Современный объективный идеализм, М., 1963, с. 350—421; Knudson А. С., The philosophy of personalism. . ., 1927; Lacroix J., Marxisme, existentialisme, personnalisme, ., 1950; Stefanini L., Personalismo filosofico, Roma, 1945.

  И. Ф. Балакина, К. М. Долгов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.08.2017 13:04:41


12:45 «Тонны» редких видео про Apple и Джобса спасены от зачистки на YouTube
12:44 Столичные квартиры подорожали
12:40 В Чечне мужчина избил дочь и обрил ей голову после слов о замужестве
12:38 Три новые подлодки для Тихого океана получили имена
12:33 Лех Валенса опроверг слухи о работе на спецслужбы
12:31 Адвокат Кристен Стюарт потребовал удалить ее интимные снимки с порносайтов