Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Персептрон

Персептрон (далее П) перцептрон (англ. perceptron, нем. Perzeptron, от лат. perceptio - понимание, познавание, восприятие), математическая модель процесса восприятия. Сталкиваясь с новыми явлениями или предметами, человек их узнает, то есть относит к тому или иному понятию (классу). Так, мы легко узнаем знакомых, даже если они изменили прическу или одежду, можем читать рукописи, хотя каждый почерк имеет свои особенности, узнаем мелодию в различной аранжировке и т.д. Эта способность человека и получила название феномена восприятия. Человек умеет на основании опыта вырабатывать и новые понятия, обучаться новой системе классификации. Например, при обучении различению рукописных знаков ученику показывают рукописные знаки и сообщают, каким буквам они соответствуют, то есть к каким классам эти знаки относятся; в результате у него вырабатывается умение правильно классифицировать знаки.

  Считают, что восприятие осуществляется при помощи сети нейронов. Модель восприятия (персептивная модель) может быть представлена в виде трех слоев нейронов: рецепторного слоя (), слоя преобразующих нейронов (А) и слоя реагирующих нейронов (R) (рис.). Нейрон (согласно наиболее простой модели Мак-Каллока - Питса)- это нервная клетка, которая имеет несколько входов и один выход. Входы могут быть либо возбуждающие, либо тормозные. Нейрон возбуждается и посылает импульс в том случае, если число сигналов на возбуждающих входах превосходит число сигналов на тормозных входах на некоторую величину, называемую порогом срабатывания нейрона. В зависимости от характера внешнего раздражения в -слое образуется некая совокупность импульсов (сигналов), которые, распространяясь по нервным путям, достигают нейронов А-слоя, где в соответствии с совокупностью пришедших импульсов образуются новые импульсы, поступающие на входы нейронов R-слоя. В нейронах А-слоя суммируются входные сигналы с одним и тем же коэффициентом усиления (возможно с разными знаками), в нейронах же R-слоя суммируются сигналы с различными как по величине, так и по знаку коэффициентами. Восприятие какого-либо объекта соответствует возбуждению определенного нейрона R-слоя. Считают, что коэффициент усиления реагирующих нейронов подобраны так, что различным объектам одного класса соответствуют совокупности импульсов, возбуждающие один и тот же нейрон R-слоя. Формирование нового понятия заключается в установлении коэффициента усиления соответствующего реагирующего нейрона.

  В 1957 американский ученый Ф. Розенблатт построил техническую модель зрительного анализатора, названную им П "Марк-1". В П "Марк-1" моделью рецепторного нейрона служил фотоэлемент, моделью преобразующего нейрона - пороговый элемент с коэффициентом усиления ±1, а моделью реагирующего нейрона - пороговый элемент с настраиваемыми коэффициентами. Входы пороговых элементов А-слоя соединялись с фотоэлементами случайно. П Розенблатта предназначался для работы в режиме эксплуатации и режиме обучения. В режиме эксплуатации П классифицировал предъявленные ему ситуации; если из всех R-элементов возбуждался только Ri-элемент, то ситуация относилась к i-тому классу. В ходе обучения по последовательности предъявляемых для обучения примеров вырабатывались коэффициент усиления пороговых элементов R-слоя.

  П "Марк-1" был первой из немногих технических моделей восприятия. В дальнейшем процесс восприятия исследовался методами моделирования на ЦВМ. В 60-х гг. П, или персептивными схемами, стали называть модели восприятия, в которых различают три части: воспринимающую часть, преобразующую часть и реагирующие пороговые элементы. Воспринимающая часть ставит в соответствие каждому объекту вектор , который преобразующей частью переводится в вектор . Вектор  относят к j-тому классу, если соответствующая взвешенная сумма реагирующего Rj-элемента превосходит его порог срабатывания. Математическое исследование персептронных схем связано с задачей обучения распознаванию образов, где выясняется, как должна быть построена преобразующая часть и каков алгоритм установления коэффициента усиления R-элементов в режиме обучения.

  Лит.: Розенблатт Ф., Принципы нейродинамики, пер. с англ., М., 1965; Минский М., Пейперт С., Пы, пер, с англ., М., 1971; Вапник В. Н., Червоненкис А. Я., Теория распознавания образов, М., 1974.

  В. Н. Вапник.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.10.2017 08:05:41


07:50 Российский боец Шлеменко уступил голландцу Мусаси
06:45 Венская полиция взяла штурмом магазин игрушек из-за девушки в костюме ниндзя
05:50 Программист Левашов заочно арестован
03:48 Виновницу смертельного ДТП в Харькове отправили под арест
02:42 Американский миллиардер начал кампанию за импичмент Трампа
01:43 Робот с дредами представил проект бюджета Ленинградской области