Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Пережитки

Пережитки (далее П) "остаточные" явления прошлого (общественные отношения, традиции, обычаи, нормы и стандарты поведения, идеи, взгляды, представления, вкусы), сохраняющиеся в условиях нового общественного строя, при более высоком уровне социально-экономического развития. Наличие П прошлых эпох отмечали еще философы Древней Греции. Первые серьезные попытки объяснить это явление предпринимались мыслителями нового времени. Так, представитель французского Просвещения исследователь архаических культов Ш. де Бросс объяснял живучесть П силой привычки и невежеством: "... Привычка всюду на равных основаниях замещает разум, а старые нелепости, возникшие в века невежества, легко держатся только в силу одного обычая: в противовес сиянию просвещенных веков они долго переживают то невежество, которое их породило" ("О,, фетишизме"", М., 1973, с. 127).

  Научное объяснение существования П дано К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, которые показали, что новое общество не сразу преодолевает все реакционное и консервативное наследие прошлого. В частности, они отмечали, что никогда не существовало "чистого" капитализма; в капиталистических странах, хотя и в модифицированном виде, существуют некоторые остатки прежних экономических укладов и связанные с ними традиции, образ жизни, взгляды и представления. Кроме того, втягивая в свою орбиту страны, находящиеся на разных стадиях социально-экономического и культурного развития, капитализм не только разлагает, но и сохраняет, особенно в колониях, докапиталистической формы общественной жизни.

  Возникающее с победой социалистической революции новое общество не может сразу избавиться от "родимых пятен" капитализма и др. укладов, проявляющихся в экономической жизни, в сознании и поведении определенной части людей. Характер П носят также некоторые отрицательные явления в сфере хозяйствования и управления (например, бюрократизм, низкая правовая культура и др.), противоречащие содержанию социалистических общественных отношений.

  Теоретическая и практическая постановка вопросов о социально-классовой природе П, причинах их живучести и путях преодоления с необходимостью диктуется потребностями развития социалистического общества, в условиях которого П прошлого приходят в резкое столкновение с главными тенденциями общественного прогресса, с решением жизненно важных экономических, социально-политических и культурно-идеологических задач. Определение степени несоответствия П коренным интересам общества трудящихся служит основой дифференцированной оценки П На первый план выступает задача преодоления тех П, существование которых прямо противоречит социалистическим общественным отношениям и, следовательно, нормам социалистического права: преступности (хищения, взяточничество, др. экономические преступления, посягательство на жизнь, здоровье и достоинство граждан), недобросовестного отношения к труду, пьянства, хулиганства и др. нарушений норм социалистического общежития и принципов коммунистической морали. Остро встает в современных условиях вопрос о борьбе с влиянием чуждой социализму идеологии, почву которого и составляет наличие П (в частности, националистических, религиозных, индивидуалистических).

  Преодолению П способствуют: совершенствование всех сторон экономики, культуры, социального управления; планомерное подтягивание некоторых сфер общественной жизни (например, быта) на уровень современных требований; согласованные действия государственных и общественных организаций, развитие социалистической демократии; последовательное создание здоровой идейно-нравственной атмосферы во всех звеньях общества, во всех коллективах; повышение уровня образования, культуры всех членов общества, усиление идейно-воспитательной работы с учетом существующих особенностей образа жизни социальных групп и слоев социалистического общества, формирование коммунистического мировоззрения у всех советских людей. Окончательное преодоление форм общения, оставшихся от прежних эпох, означает ликвидацию объективных причин существования П; внимание общества сосредоточивается на преодолении П, носящих преимущественно культурно-бытовой характер и сохраняющихся в форме устарелых традиций, обычаев, иллюзорных представлений (например, религиозных), влияющих на поведение и сознание определенной части людей. Формирование нового человека и развитие социалистических общественных отношений, социалистического образа жизни, создание атмосферы всеобщей нетерпимости по отношению к П прошлого ведет к их полному исчезновению.

  В. С. Марков.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:10:12