|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Пастораль | Пастораль (далее П) (франц. pastorate, от лат. pastoralis - пастушеский), литературные, музыкальные и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. В литературе и театре: 1) античная буколика, посвящена жизни пастухов (например, "Дафнис и Хлоя" Лонга); 2) вид новой европейской литературы, связанный с буколическим миросозерцанием; возник в литературе Раннего Возрождения ("Амето", 1341, "Фьезоланские нимфы", 1345, Дж. Боккаччо), расцвел в 16-17 вв. (Я. Саннадзаро, А. Полициано, Т. Тассо - Италия; Х. де Монтемайор - Испания; Ф. Сидни, Э. Спенсер - Англия; О. д"Юрфе - а в России - в середине 18 в. (А. С. Сумароков, рукописные книжные песни). От античной буколики, в том числе идиллий Феокрита, П восприняла противопоставление развращенному городу нравственно чистой деревни, интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился (особенно в 17 в.) свойственный еще античной буколике условный элемент, подчеркнутая стилизация простоты и безыскусственности. Условность П также сказалась в застывшей традиционности масок чувствительного пастуха, жестокосердной пастушки, мудрого старца, дерзкого соперника. В 17 в. П- характерный жанр аристократического барокко; пастухи и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне изящно декорированной природы; фабула запутана многочисленными приключениями героев.
Жанровые формы П многообразны: эклога, поэма, роман; после стихотворной драмы "Сказание об Орфее" Полициано (1480) развивается драматическая П, принятая особенно в 16-17 вв. на придворных празднествах. Пные образы и мотивы вошли в поэзию сентиментализма (идиллии С. Геснера, И. Г. Фосса, Ф. Мюллера, повести Ф. Флориана).
В музыке: 1) опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением сельской жизни. П зародилась под влиянием литературной П, пользовалась популярностью в 17-18 вв., особенно при итальянских и французских дворах. Среди авторов пасторальных опер - К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. В опере "Пиковая дама" П И. Чайковский воссоздал П "Искренность пастушки". Изредка пасторальные оперы создавались и в 20 в.; 2) вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Для инструментальной П характерно плавное спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки в басу, воспроизводящие звучание народной волынки, размеры 6/8, 12/8. Она включалась в кончерто гроссо, создавалась и как самостоятельное произведение. Инструментальные П писали А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперен, И. С. Бах и др. Симфонические П представляют собой части циклического сочинения или целые циклы ("Пная симфония" Л. Бетховена).
Тексты и лит.: Тассо Т., Аминта. П, вступ. ст. М. Эйхенгольца, М.- Л., 1937; Боккаччо Дж., Фьезоланские нимфы, предисл. А. К. Дживелегова, М.- Л., 1934; Marinelli . ., Pastoral, L., 1971 (лит.).
И. В. Шталь (П в литературе). |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 14:23:24
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|